Новая версия сайта http://stsl.ru

5/18 февраля 2010. Четверг.
Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Перед началом вечернего богослужения в Троице-Сергиеву Лавру прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. У северного портала Троицкого собора Его Святейшество встретили Высокопреосвященный Наместник архиепископ Сергиева Посада Феогност? с братией Лавры, Высокопреосвященный Ректор Московских Духовных школ архиепископ Верейский Евгений. Приложившись к святым мощам преподобного Сергия, Патриарх Кирилл перешел в Успенский собор и совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Его Святейшеству сослужил Высокопреосвященный Наместник архиепископ Сергиева Посада Феогност. В конце службы Патриарх произнес проповедь:

– Пороки, которые разрушают человеческую личность и которые омрачают человеческие отношения, являются проявлением греха. Грех же есть отказ от Бога, от определенного Им правила жизни, отказ от исполнения Его воли. Каждый человек, который стремится избавиться от пороков, должен преодолеть грех, то есть совершить обратное тому, что сделали первые люди в раю. Такой человек должен поверить в Господа и взять на себя обязательство исполнять Его волю. Без веры и послушания Богу нет спасения. И совершенно не случайно, что именно вера и послушание стали условием и основой того завета-союза, который Бог заключил с Авраамом, почему Авраам и именуется отцом всех верующих. Потому что тот, кто повторяет эти условия завета-союза человека с Богом через Авраама, принимает на себя обязательство хранить веру и слушаться Бога, тот и именуется верующим.

Собственно, весь мир и делится на людей, которые принимают Бога или Его не принимают, которые готовы слушать Бога и исполнять Его волю или для которых воли Божией не существует. Но для того чтобы исполнять волю Божию, нужно слышать Божий голос, подобно тому, как слышали этот голос древние пророки, как слышали его святые мужи и жены. Как же нам услышать этот голос и посредством чего этот голос прозвучит для нас? Господь позаботился о том, чтобы каждый человек мог слышать Его голос и воспринимать Его волю вне зависимости от образования человека, от его начитанности, в том числе в священных книгах, – вообще вне зависимости от любых человеческих преимуществ или недостатков. Сам Господь Свой голос вложил в наше сердце. Голос совести – это и есть голос Божий в нашей душе. Вот почему нужно внимательно слушать этот голос, никогда не пытаться оправдывать себя, если этот голос нас в чем-то укоряет. А мы с легкостью находим оправдание своим плохим поступкам и не любим слышать укоряющий нас голос совести. Многое делаем для того, чтобы этот голос либо звучал совсем слабо, либо вообще не звучал, как бы разрушаем свою собственную нравственную природу, заглушая тем самым Божий голос внутри нас. Именно для того, чтобы люди, даже разрушившие этот Божественный голос в своей душе, имели надежду на спасение, Бог передает Свое слово, Свою волю письменным образом через Божественное Откровение, которое запечатлено в Священном Писании.

Но и здесь опять-таки человеческая греховность нередко направлялась на то, чтобы превратными комментариями к Слову Божию, превратным толкованием ослабить смысл этого Слова, исказить его, опять-таки оторвать людей от Бога. И вся история Церкви Христовой – это история борьбы за чистоту Божественного Слова. А почему именно Церковь боролась и борется за чистоту этого Слова? А потому, что ей это Слово вручено. Божие Слово – это Слово, предназначенное для того, чтобы его хранила Церковь – община верующих во Святую Троицу людей, община, признающая Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем. Когда мы говорим о том, что без Церкви нет спасения, мы имеем в виду то, что вне Церкви и нет Божественного Слова. А если оно и есть, то оно очень хрупко и может быть искажено или даже разрушено злой человеческой волей.

Но в Церкви мы имеем еще нечто значительное, что помогает нам откликаться на Божие Слово – мы имеем реальную Божественную помощь. Слабые и грешные люди имеют возможность опираться на благодатную силу церковных Таинств, через которые каждому из нас сообщается частица Божественной жизни, дается великая Божественная сила, которая и помогает слышать Слово Божие и исполнять его.

У нас, последователей Господа и Спасителя, есть все для спасения. Мы знаем, что означает спасение. Мы знаем, какими путями нужно идти, чтобы овладеть Божиим Царством, вернуться в рай, из которого были изгнаны первые люди. Господь сообщает нам и силу на этом пути. Остается лишь одно – преодолеть свою собственную слабость, воспитать свой ум, волю и чувства. Каждый знает, что это непросто. Но без такого воспитания достичь ничего будет невозможно, потому что Бог не спасает нас вопреки нашей воле, нашего желания. Для того и даются нам спасительные дни Святой Четыредесятницы Великого поста, чтобы размышляя о тайне спасения, которую Бог во Христе открыл нам, размышляя о спасении, наследниками которого каждый из нас может стать, мы пытались, опираясь на помощь Божию, своими немощными, но реальными силами превозмогать тяготение греха, преодолевая порок и восстанавливая ту связь с Богом, через которую только и можем обрести спасение.

Пусть Господь каждому из нас помогает достойно пройти поприще Великого и спасительного поста. Аминь.

6/19 февраля 2010. Пятница

В 5 час. 30 мин. в Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен перед ракой со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского. По завершении полунощницы Патриарх перешел в Успенский собор, где совершалась утреня, часы и изобразительные. Вслед за тем Его Святейшество возглавил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров с последующим молебном великомученику Феодору Тирону. В конце постовой службы Патриарх Кирилл произнес слово:

– Всех вас, дорогие владыки, всечестные отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с завершением первой седмицы Великого поста.

Кто-то имел счастье каждый день утром и вечером посещать дивные богослужения первой седмицы. Кто-то только вечером слушал канон святого преподобного Андрея Критского, а кто-то, может быть, только сегодня пришел в храм. Но и в первый час пришедший, и пришедший в одиннадцатый час способен принять благодать Божию, если сердцем и душою стремится к тому, чтобы Господь вошел в его жизнь. Собственно говоря, весь смысл поста и заключается в том, чтобы впустить Бога в свою жизнь, чтобы Господь не был на периферии жизни, чтобы мы вспоминали о Нем не один раз в неделю, когда воскресенье приближается, но чтобы научились ходить пред Богом, как ходили ветхозаветные пророки, как ходили святые мужи, как ходил пред Богом святой преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский.

Это предстояние Богу означает, что в сердце нашем – страх Божий, что мы сознаем, что каждое слово и каждая мысль и каждое дело наше известны Богу. А коль известны, то нужно убояться Божиего гнева и жить так, чтобы Бог не гневался на нас, а простирал на нас Свою милость и Свою любовь. Вот эта жизнь с Богом и является целью жизни человека. А если цели меняются, то и жизнь искажается. Человек начинает поклоняться ложным ценностям, преследовать ложные цели и губит свою жизнь. И даже верующие люди в круговерти житейской так часто увлекаются ложными целями и ценностями, что отождествляют с ними свою жизнь и остаются верующими лишь на словах, статистически, но не по убеждениям.

Наша же с вами задача заключается в том, чтобы ближе подойти к Господу, чтобы впустить Его в свое сердце, чтобы вместе с Ним жить. Тогда многое будет спориться, жизнь будет другой, и меньше сил мы будем тратить впустую. Потому что Господь есть, в том числе, и Владыка времени, а время есть великий Божий дар. И если мы, проходя по жизненному пути, используем время так, чтобы дела наши были угодны Господу, то время это наполняется спасительным смыслом.

Мы молимся Господу, чтобы Он избавил нас от диавольского поспешения. Жизнь в соответствии с ложными целями и ценностями, жизнь по закону повседневной круговерти – это и есть диавольское поспешение; а жизнь с Богом наполнена подлинным смыслом. Будем стараться, мои дорогие, по крайней мере в дни Святой Четыредесятницы, воспитывать в себе это чувство присутствия Бога, страх Божий, способность поставлять свою жизнь пред лицем Божиим, под Его Божественную всемогущую десницу. И тогда Господь в ответ на наши скромные деяния дарует нам Свою помощь и Свою благодать и пребудет с нами во вся дни жизни нашей. Аминь.

На праздничной трапезе Патриарх Кирилл поблагодарил братию Лавры за четкое проведение службы с большим духовным подъемом и молитвенным утешением.