Новая версия сайта http://stsl.ru

23 сентября/6 октября 2010. Среда.
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и
Крестителя Господня Иоанна. Прославление
свт. Иннокентия, митр. Московского (1977)

В этот день Высокопреосвященному Наместнику Лавры архиепископу Сергиева Посада Феогносту исполнилось 50 лет. В конце братской трапезы протодиакон Владимир Назаркин зачитал юбиляру поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. От лица братии владыку Наместника поздравил благочинный Лавры архимандрит Павел и преподнес ему житийную икону преподобного Сергия, выполненную в технике ростовской финифти. От попечительского совета Лавры владыке Феогносту подарили антикварную панагию XVIII века, которую он благословил хранить в монастырской ризнице и выдавать ему для служения в дни церковных праздников.

24 сентября/7 октября 2010. Четверг. Первомц. равноап. Феклы (†I)

В Лавру на празднование преставления основателя обители, преподобного Сергия, прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В 14 час. 35 мин. в Святых вратах обители Его Святейшество приветствовали митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, Ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, Наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиева Посада Феогност, епископ Солнечногорский Сергий, братия Лавры, главы Сергиево-Посадской администрации В. Н. Коротков и Н. В. Маслов.

В 15 час. в Троицком соборе Святейший Патриарх возглавил вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию. Патриарху Кириллу сослужили: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Иларион; архиепископы Верейский Евгений, Сергиева Посада Феогност; епископы Солнечногорский Сергий, Переяслав-Хмельницкий Александр.

В храме преподобного Сергия с Трапезой богослужение возглавил митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и прибывшие на праздник Преосвященные архипастыри.

В 18 час. в Троицком соборе Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в сослужении архиепископов Истринского Арсения, Владимирского и Суздальского Евлогия, Сергиева Посада Феогноста; епископов Липецкого и Елецкого Никона, Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, Пензенского и Кузнецкого Вениамина.

В Успенском соборе вечернее богослужение возглавлял Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ему сослужили: митрополиты Саранский и Мордовский Варсонофий, Оренбургский и Бузулукский Валентин, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Симферопольский и Крымский Лазарь, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Самарский и Сызранский Сергий, Витебский и Оршанский Димитрий, Ровенский и Острожский Варфоломей, Корсунский Иннокентий, Вышгородский Павел, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Егорьевский Марк; епископы Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, Солнечногорский Сергий, Переяслав-Хмельницкий Александр, Подольский Тихон, Павлово-Посадский Кирилл, Орехово-Зуевский Пантелеимон, Рыбинский Вениамин.

В храме преподобного Сергия с Трапезой совершал всенощное бдение митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ему сослужили: архиепископы Керченский Анатолий, Уральский и Гурьевский Антоний, Можайский Григорий, Симбирский и Мелекесский Прокл, Казанский и Татарстанский Анастасий, Людиновский Георгий, Чимкентский и Акмолинский Елевферий, Рязанский и Касимовский Павел, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Томский и Асиновский Ростислав, Абаканский и Кызыльский Ионафан; епископы Никон (Миронов), Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Бакинский и Прикаспийский Александр, Видновский Тихон, Красногорский Иринарх, Брянский и Севский Феофилакт, Бронницкий Игнатий, Серпуховский Роман.

В храме Сошествия Святаго Духа на апостолов богослужение совершал митрополит Волоколамский Иларион. Ему сослужили: архиепископы Уфимский и Стерлитамакский Никон, Элистинский и Калмыцкий Зосима, Почаевский Владимир; епископ Дмитровский Александр.

В академическом храме Покрова Божией Матери митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию сослужили: архиепископы Курский и Рыльский Герман, Верейский Евгений; епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Саратовский и Вольский Лонгин.

В семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту сослужили: архиепископы Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тобольский и Тюменский Димитрий.

В Черниговском скиту всенощное бдение совершал митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Ему сослужили: архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий; епископы Магаданский и Синегорский Гурий, Серафим (Зализницкий), Анатолий (Аксенов).

В конце богослужения Патриарх приветствовал молящихся в соборе кратким словом:

– Сердечно поздравляю всех вас с праздником – памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Его молитвами, его заступничеством пред Богом стоит Русская земля; и верим, что пока в этом храме перед его благодатными мощами теплится наша немощная молитва, Господь будет приклонять милость и к Отечеству нашему, и к Церкви нашей.

Вечером, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 мая 2010 года, в зале Патриарших покоев Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария.

25 сентября/8 октября 2010. Пятница. Преставление прп. Сергия,
игумена Радонежского, всея России Чудотворца (†1392)

В день праздника братия Лавры совершили с гостями две ранние Литургии – в Успенском соборе и в храме преподобного Сергия с Трапезой. В 9 час., после встречи Святейшего Патриарха, были совершены семь поздних Божественных литургий.

Святейший Патриарх Кирилл возглавил богослужение в Успенском соборе. В Успенский собор вместе с Патриархом перешли из Троицкого собора архиепископы Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, Сергиева Посада Феогност. В Троицком соборе Литургию совершали перешедшие из Успенского собора Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, епископы Улан-Удэнский и Бурятский Савватий, Переяслав-Хмельницкий Александр и перешедшие из храма преподобного Сергия с Трапезой архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл и епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф. Остальные архипастыри служили Литургию там, где молились накануне на всенощном бдении.

По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен преподобному Сергию на соборной площади монастыря. После молебна, поднявшись на балкон Патриарших покоев, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к многочисленным паломникам со словом поучения. [текст поучения разместить отдельно с гипер-ссылкой, убрав выделение цветом]

– Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с праздником святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный Сергий являет нам образец христианской жизни. В нем, как в капле воды отражается солнце, отразилось то, к чему Бог призывает человека, отразилась совокупность всех христианских ценностей. Неслучайно в канун памяти Преподобного, на утрени, мы читаем такие замечательные слова Спасителя, которые все хорошо знают: «Приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Господь говорит нам от первого лица – Он говорит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Почему же тогда в этот день, посвященный памяти Преподобного, мы читаем эти слова? Только потому, что Преподобный в своей жизни осуществил то, о чем говорил Спаситель, – он тоже был кротким и смиренным сердцем.

Как этот христианский идеал далек от того, к чему призывает современный мир. Кротость и смирение сердцем – это не добродетель для многих современных людей, это проявление слабости. Если говорить и настаивать на том, что человек реализует себя через кротость и смирение сердцем, то это для одних, повторяя слова апостола Павла, безумие, а для других суеверие. Почему же произошло такое расслоение и такая поляризация Божественной истины и человеческих идеалов? Да только потому, что в малом уступая греху, мы уступаем ему во многом. Мы теряем всю свою жизнь, ориентируя ее не на ценности Божественного закона, а на свои собственные, человеческие, нами выдуманные и нами пропагандируемые ценности.

Кротость и смирение сердца – это не слабость. Это великая сила, это осознание человеком того, что над ним – Бог, Который Сам кроток и смирен сердцем. А значит, жить в соответствии с Божиими заповедями, в гармонии с Богом означает жить так, как Он призывает. Кротость и смирение – не состояние забитости, подавленности, слабости; это сознательное предстояние Богу Живому, великому и сильному, это склонение перед Ним главы, ума и сердца своего.

Но есть и еще нечто значительное для всего человеческого общежития в этой Божественной заповеди быть кротким и смиренным сердцем. Кротость есть также осознание ценности других людей. Человек, поставляющий себя в центр бытия, не может быть кротким, а значит, он не принимает других людей, он считает их ниже себя, слабее себя. И на этом мироощущении основываются все беды, которые сотрясают человеческое общество. Кротость есть признание того, что все люди – дети Божии, что у каждого свой талант, своя красота, свой духовный мир. Кроткий человек не топчет своего ближнего ногами, но бережно относится к нему, а значит, вокруг кроткого всегда люди. Кроткий созидает семью, он наполняет ее духовной силой, любовью, взаимным уважением. Кроткий, смиренный сердцем человек видит ценность других людей, даже если он во власти, имеет возможность помогать людям проявлять свои таланты, не боясь конкуренции, а предавая себя в руки Божии и уважая силу другого человека.

Почему преподобный Сергий собрал вокруг себя не только монастырскую братию этой обители? Почему он собрал вокруг себя всю Русь? Да потому, что люди собираются вокруг кротких и смиренных сердцем. Они чувствуют себя спокойно и уверенно, у них возникают совсем иные чувства друг к другу, прорастает великая добродетель любви к ближнему.

Как бы ни учили нас иному, как бы ни делали притягательным образ человека-язычника – гордого, надменного, самолюбивого, властного, богатого, способного любыми средствами прокладывать путь жизни, – устоим от соблазнов, сохраним в сердце своем Божественный идеал, памятуя о жизни и личности святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Этим внутренним деланием мы можем остановить мир от страшного сползания в жизнь не по закону Божиему, а по закону диавольскому. Церковь и призвана молитвой, кротостью, смирением, любовью, силой мысли и силой чувства объединять людей во имя спасения. Верим, что на пути такого спасения будет и земная слава нашего Отечества, всей исторической Руси, бережно сохраняющей, несмотря на все испытания, в сердце своего народа идеал святости и духовной красоты.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да сохраняется в мире и благоденствии Отечество наше, историческая Русь, Русская Православная Церковь, народ наш, имеющий такого великого ходатая на небе, как преподобный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Аминь.

Храни вас Господь, дорогие мои. Благословение вам, вашим близким, родным, вашим домам, вашим трудам. Воспитывайте детей своих, внуков своих в вере православной. Не стесняйтесь и не бойтесь – мы храним в сердце своем Божий закон, который превыше любого человеческого закона и любых человеческих мудростей. Храни вас всех Господь.

Затем Святейший Патриарх Кирилл и прибывшие на торжества иерархи с гостями приняли участие в братской трапезе. В ответ на многие поздравления Его Святейшество обратился к собравшимся со словом. [текст слова разместить отдельно с гипер-ссылкой, убрав выделение цветом ]

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры, я хотел бы сердечно всех вас поздравить с праздником святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный Сергий всех нас соединяет, соединяет историей своей жизни. Мы знаем, что вокруг многих исторических героев порой тоже объединяются люди. Но сила, с которой преподобный Сергий соединяет Русь, совершенно особенная. Он ведь не оставил по себе никаких особых творений. Мы знаем его житие, исполненное множеством сложнейших государственных, церковных дел, исполненное силой духовной жизни, чудесами, явлением Богоматери. Но почему сегодня нас всех так объединяет преподобный Сергий? Потому, что он предстоит пред Богом и слышит наши молитвы. К пустому колодцу не приходят люди за водой. Мы идем сюда не потому, что преподобный Сергий открывает перед нами какие-то философские, мировоззренческие, научные, социальные, экономические или политические идеи, а потому что чувствуем, что он наш предстатель, наш отец, он за нас молится и он помогает нам реально.

Вот и близость преподобного Сергия чувствуют очень многие, но многие не чувствуют. Если кто-то не чувствует – разберитесь в своей душе, поковыряйтесь там. Задайте вопрос: почему, почему я от мощей ухожу неутешенным? Почему не слышу ответа на свои молитвы? Ведь только так нас Бог и воспитывает. Он корректирует наше поведение степенью близости к Себе. Точно так же как корректирует поведение подчиненного умный начальник. Он выстраивает людей не прещениями, не наказаниями, а пытаясь корректировать их поведение. Та же мудрость в действии Божием. Он корректирует наше поведение, либо слыша наши молитвы, либо не слыша наши молитвы. Вот почему одни могут стоять часами во время богослужения с радостными лицами в духоте и уходить такими окрыленными и светлыми, а другие, просидев половину всенощной, уходят разбитыми, с повышенным давлением, с усталостью, с раздражением. Я про таких говорю всегда: «молитвенно-озлобленные». Очень часто такая молитвенная озлобленность является Великим постом. Постимся, молимся и озлобляемся. Первый признак того, что Бог не слышит наши молитвы. Лавра Преподобного для нас является духовным домом именно потому, что здесь мощи Преподобного. Именно потому, что он слышит наши молитвы, именно потому, что мы здесь учимся благочестию. Не формальному благочестию, а тому, которое подымает нас на небо.

И потому мое пожелание всем насельникам обители, студентам, паломникам, которые прибывают сюда, – испытывать свое духовное состояние перед мощами Преподобного. Не чувствуем ответа – корректировать свою жизнь. Спрашивать – почему, что со мной происходит, почему сердце мое не отзывается на близость святых? И в какой-то момент почувствуем перемену. А те, кто радостно испытывает присутствие благодати Божией, не должен надмеваться, не должен превозноситься. Как никто не может превозноситься в соответствии со своим саном. Можно занимать очень высокий церковный сан и быть духовно пустым человеком. Поэтому все мы равны перед ракой Преподобного. Женщина, которая стоит где-то там в отдалении, которую нам иногда лень благословить или выслушать ее просьбы. Юродивые люди, которые часто вызывают у нас раздражение, – надо вызывать любовь. Инвалиды, которых мы иногда обходим, потому что как-то не хочется прикасаться к руке, голове, израненной болезнью. А может быть, в этом крест и Христос? Мы все должны учиться жить иной жизнью. Называться христианами не по социологическим опросам, а по убеждениям, по тому, насколько любовь в сердце нашем. Насколько чувствуем присутствие Божией благодати, насколько способны молиться и получать ответ.

Лавра Преподобного была названа первым монастырем – я бы не хотел проставлять номера, потому что исторически первый монастырь – Киево-Печерская Лавра. Самый главный номер не в нашей табели о рангах, не то, как архимандриты стоят вокруг престола, а в том, какое место монастырь занимает в очах Господа. И нередко бывает так, что столичные монастыри проваливаются, а отдаленные скиты подымаются. Дай Бог, чтобы Лавра преподобного Сергия во всех отношениях была первой – по силе духа, по силе молитвы, по силе подвига, по смирению, по пастырской любви к паломникам. По всему тому, что отличает подлинное служение Христу и Его Церкви.

При всем этом обитель Преподобного имеет огромное историческое и культурное значение для нашей Церкви, для всего народа. Не будь этих стен, не будь этих куполов, не будь вас, мои дорогие братья, – была бы, конечно, другой жизнь в России. И поэтому я преклоняю главу свою перед подвигом всех тех, кто потрудился, воссоздавая Лавру Преподобного после грозных лет уничтожения святынь. Перед моим взором предстоят замечательные наместники, духовники, которых я еще хорошо помню, потому что первый раз посетил Лавру в 1955 году. Дай Бог, чтобы это преемство духовничества, молитвы, духовного подвига и сегодня осуществлялось в жизни и архимандритов, и игуменов, иеромонахов и иеродиаконов, монахов, послушников – всех тех, кто наполняет эти стены. Но, конечно, большая забота лежит на владыке Наместнике. Он в ответе за все пред Богом, я не говорю – пред Патриархом. Патриарх может выговор сделать, пожурить, наказать, все это – прах и пепел перед лицом Божьего суда. Поэтому главная ответственность владыки Наместника пред Богом: укреплять духовную жизнь Лавры, преодолевать всякие искушения, соблазны, всякое суеверие, суемыслие, всякую надменность, как бы она не выражалась. Иногда эта надменность, презрение к людям выражается в подчеркивании своего духовного авторитета – нет духовного авторитета! Есть только милость Божия.

Дай Бог, чтобы Лавра становилась действительно рассадником духовной жизни. Вся Церковь в этом очень нуждается. Она является таковой, я чувствую это своим сердцем, потому и с вами, братья. Я особенно почувствовал тогда, когда вы меня напутствовали в предверии Поместного собора. Вашей любовью, вашей молитвой, вашим проникновенным пением «многая лета» вот в этом самом месте. Дай Бог, чтобы вы возрастали от силы в силу.

Вам, владыка Наместник, желаю помощи Божией. Вам приходится решать множество задач, восстанавливать эти стены – их нужно восстанавливать. Это памятник нашей духовной традиции, красоты нашей духовной жизни. Не может быть Лавра в забвении. Потому что это один из самых главных очагов духовной культуры и национальной культуры. Еще многое предстоит сделать. Вы знаете мои планы, мои мысли. Я очень надеюсь, что все это будет осуществлено. Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам помощи Божией, владыка Наместник. Я поздравляю Вас с 50-летием со дня рождения. Это, действительно, библейский юбилей, это не круглая дата. Это очень важный юбилей. Когда я пересекал эту черту в 50 лет, то какой-то журналист спросил меня: «А что вы испытываете?» Я сказал какую-то такую круглую вещь, которая происходила от моего ощущения: «Вот я здесь, а 50 лет где-то в стороне проходит». А теперь я понимаю, что это была не такая уж глупая вещь. Время течет по своим законам, а душа живет по своим бессмертным законам. Душа всегда моложе, чем физический возраст. Собственно говоря, практически возраст ее не меняется. Она только укрепляется, вразумляется, обогащается опытом, но остается удивительно юной. Я хотел бы пожелать Вам, владыка, чтобы Ваша юная душа, Ваша динамичная природа, Ваша горячая вера в Господа, давала Вам возможность, опираясь на физические силы, осуществлять то служение, к которому Вы призваны. Я хотел бы огласить патриаршую грамоту:

«Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, викарий Московской епархии, награждается орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского II степени». Аксиос!

Хотел бы подарить эту святую панагию, как видимый знак моей любви к Вам, признательности за Ваши труды по благоукрашению и укреплению духовной жизни сей святой обители.

Святейшим Патриархом Кириллом были удостоены высоких церковных наград за усердные труды на благо Русской Православной Церкви и ряд других архиереев и мирян.