Новая версия сайта http://stsl.ru

25 декабря 2009/7 января 2010. Четверг.
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Накануне Высокопреосвященный Наместник Лавры архиепископ Сергиева Посада Феогност совершил всенощное бдение в Успенском соборе. В полночь начались четыре Божественные литургии. Владыка Феогност возглавил богослужение в Успенском соборе, братия Лавры совершали Литургии в Троицком соборе, Сергиевском Трапезном храме и в церкви праведного Филарета Милостивого. По завершении поздней Божественной литургии в храме Преподобного Сергия с Трапезой состоялась праздничная трапеза, после которой благочинный Лавры архимандрит Павел (Кривоногов) от лица братии поздравил Высокопреосвященного Наместника Феогноста с праздником.

27 декабря 2009/9 января 2010. Суббота.
Ап. первомч. и архидиакона Стефана (†34)

Позднюю Божественную литургию в Успенском соборе возглавил архиепископ Волоколамский Иларион, совершивший накануне в Троицком соборе Лавры монашеский постриг сотрудника ОВЦС.

28 декабря 2009/10 января 2010.
Неделя по Рождестве Христовом

В Неделю по Рождестве Христовом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. У северного портала Троицкого собора Его Святейшеcтво встречали Высокопреосвященный Наместник Лавры архиепископ Сергиева Посада Феогност с братией Лавры, Высокопреосвященный Ректор Московских Духовных школ архиепископ Верейский Евгений.

Поклонившись мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе, Его Святейшество направился в Успенский собор, где возглавил Божественную литургию в сослужении архиепископов Верейского Евгения и Сергиева Посада Феогноста. На богослужении присутствовал глава Сергиево-Посадского района Московской области В. М. Коротков.

По прочтении Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь:

– Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после Рождества Спасителя посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после пришествия в мир Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая принесена была ему восточными мудрецами – волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет отроду. Невинные младенцы были избиты, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. И, как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока не умер Ирод, и только затем вернулось в Палестину.

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась «слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение», то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев – только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь – это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, cам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.

Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды – казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать. И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь – особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Мы сталкиваемся и сегодня с проявлениями безбожия, нередко воинствующего безбожия; и наиболее распространенные усилия, направленные на то, чтобы весть, принесенная Богочеловеком, не была усвоена людьми, сводятся к тому, чтобы сказать: «Да, действительно, был такой человек Иисус; учил, как и многие другие учили, ничего особенного Он не сказал, и другие говорили нечто похожее, да и сейчас говорят». А потому, мол, сказанное Спасителем есть лишь одна из точек зрения, одно из человеческих мудрований, рядом с ним можно поставить множество других, а человек свободен и может выбирать то, что ему нравится. Наш лукавый век, обращаясь будто бы к человеческой свободе и предлагая человеку быть свободным, одновременно предлагает ему, под видом этой свободы, отказаться от Божественной истины. А почему мы, собственно говоря, знаем, что это истина – особая? Почему мы уверены в том, что это не человеческое мудрование? Именно сегодня в послании Галатам апостол Павел отвечает нам на этот вопрос. Он говорит: «Я благовествовал Евангелие не от человеков – я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Ведь Павел стал христианином уже после смерти и Воскресения Спасителя; поэтому источник его знаний – это не обычный источник, это подлинно откровение свыше. Идя в Дамаск, чтобы гнать Церковь Божию, он увидел Христа Воскресшего, принял Его слово и из гонителя превратился в апостола, который словом своим жег сердца и умы людей и прошел тем же путем, каким прошел его Учитель, завершив мученически свою жизнь.

Апостол Павел является удивительно сильным и проникновенным свидетелем о том, что слово Иисуса Христа есть не человеческое слово, но Божественное откровение; и потому каждому, кто сегодня пытается смешать это Божественное слово с человеческими мудрованиями, а через это подвергнуть сомнению святость и непреложность этого слова, мы вместе с апостолом можем сказать, что приняли его и научились не от человека, но через откровение Иисуса Христа. В самом деле, разве источником нашего знания о Спасителе не является Божественное откровение? Кто-то может сказать: «нет, это тексты, написанные в древности; вы их читаете и оттуда получаете знания, и тексты эти ничем не отличаются от других текстов – египетских, вавилонских, индийских». Мы можем ответить всем, кто ставит под сомнение уникальность слова Спасителя, – мы можем ответить им опытом жизни Церкви, в том числе опытом нашей Церкви. Мы как никто другой столкнулись с силами, которые поставили своей целью полностью искоренить слово Божие из сердец и умов людей. На искоренение этого слова была брошена огромная человеческая сила – такая сила, которой не было за всю историю рода человеческого. Никакие языческие империи не противились слову Спасителя так, как та сила, что действовала в нашей стране; и наши мученики, которые остались верны этому слову, по количеству своему превосходят всех остальных мучеников. Может быть, самое ясное и сильное свидетельство того, что мы научены откровением Иисуса Христа, заключается в том, что даже эта человеческая сила оказалась бессильной перед словом Божиим. Те древние тексты, с которыми иногда сравнивают слово Божие, практически исчезли. Вся языческая мудрость великих государств и мощных империй испарилась, она осталась только на страницах учебников, она никого более не волнует. А слово, принесенное Родившимся в Вифлееме, не просто волнует, а меняет человеческую жизнь. И сила этого слова в том, что источником его является Бог.

Но есть и еще одна сила, которая делает это слово непобедимым. Все, что сказал Господь наш Иисус Христос, с легкостью ложится на наши сердца, потому что полностью соответствует внутреннему предрасположению человека. Ибо Бог, в соответствии с этой Божественной, провозглашенной Спасителем истиной, и создал человека, чтобы вложить в его природу тот нравственный строй, ту предрасположенность к восприятию истины, которая и откликается согласием нашего ума и сердца, когда мы слышим это слово.

Но есть и еще нечто более важное. Для того чтобы убедиться в Божественной силе слова Спасителя, нужно попробовать жить в соответствии с этим словом. И тогда мы начинаем обретать внутренний духовный опыт такой пронзительной силы, который преодолевает любую человеческую силу. Иногда людям кажется, что так трудно пойти за Христом, так трудно слушать и исполнять Его слово, но это кажущаяся трудность: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». И если мы воспринимаем весть, принесенную Спасителем, если мы слагаем в сердце своем Евангельские слова, то обретаем легкое и спасительное бремя, начинаем жить по замыслу Божиему, начинаем жить так, как Бог велел нам жить. И тогда в радости этого бытия, небоподобного бытия, исчезают наши скорби, наши слабости, наши грехи, и мы обретаем способность перенести этот внутренний райский мир в вечность, для того чтобы там пребывать в общении с Богом. Если мы откликаемся на слово Божие, которое является не словом человеческим, не проявлением человеческих знаний, но Божественным откровением, мы открываем себе дорогу не только в жизнь вечную с Богом, но и в пределах этой земной жизни обретаем способность иметь в сердце своем Божие Царство.

Пусть радостное переживание Рождества Христова всем нам поможет укрепиться в вере и радостном следовании всему тому, что Бог во Христе даровал роду человеческому. Аминь.

Святейший Патриарх рукоположил насельника Лавры иеродиакона Косму (Карташова) во иеромонаха. По завершении Литургии в ответ на слово Высокопреосвященного Наместника Святейший Патриарх Кирилл отметил:

– Я радуюсь возможности в первое Рождество, которое праздную в сане Патриарха Всероссийского, прибыть в дом святого преподобного Сергия, дом Святыя Троицы, чтобы вместе с братией и со всеми вами, дорогие паломники, еще раз прославить Христа Рожденного.

Троице-Сергиева Лавра – наш общий дом, наша духовная столица. И потому с таким особенным чувством молишься под сводами древних храмов Лавры – именно потому, что представляешь себе, какая огромная сила молитвы, сила подвига была сконцентрирована в этих местах на протяжении всех этих долгих столетий. Прикасаясь к святыням Лавры, и в праздничные дни, и в будничные, мы уносим отсюда дар Святого Духа, поддержку святого и преподобного отца нашего Сергия Радонежского и молитву тех иноков, которые здесь продолжают его служение.

Я хотел бы пожелать Вам, Ваше Высокопреосвященство, братии святыя обители сея – Троице-Сергиевой Лавры, помощи Божией в несении своего послушания, крепкой веры, детской веры, несгибаемой веры, живого религиозного чувства, живой молитвы и живого слова. И тогда мы действительно будем наследниками Преподобного – не только по месту своего проживания, не только по внешнему виду, но, что самое главное, мы будем наследниками его духа.

На праздничной братской трапезе ко дню 115-летия открытия лаврской типографии Патриарх Кирилл благословил вручить каждому насельнику в качестве патриаршего дара только что изданный Лаврой четырехтомник «Слова и речи святителя Филарета (Дроздова)». В беседе с братией Предстоятель Церкви заметил, что труды святителя Филарета «помогают тому, чтобы вера наша оживала». Патриарх призвал братию проповедовать слово Божие не формально, а применительно к сегодняшнему дню, совершая богослужение, не читать священные тексты бездумно, но всегда проникаться смыслом Слова Божия.

Владыка Наместник преподнес Его Святейшеству «Библейскую историю» в трех томах профессора А. П. Лопухина.