Новая версия сайта http://stsl.ru

1/14 июля 2010. Среда.

Около 8 час. утра к лаврской колокольне подвезли на платформе 16-тонный колокол для строящегося Брянского Троицкого кафедрального собора. В 9 час. 20 мин. епископ Брянский и Севский Феофилакт (постриженник Троице-Сергиева монастыря) совершил Чин освящения компана. На новом колоколе изображены Святая Троица и преподобный Сергий, праздник которого будет совершаться в ближайшее воскресенье.

4/17 июля 2010. Суббота. Прп. Андрея Рублева, иконописца (†XV).
Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры,
царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы,
Марии и Анастасии (†1918)

В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Святых вратах обители Патриарха встречали Ректор архиепископ Верейский Евгений, Наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиева Посада Феогност, братия монастыря и паломники.

В 15 час. праздничное Богослужение началось совершением малой вечерни с акафистом преподобному Сергию. В Троицком соборе Патриарху Кириллу сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Волоколамский Илларион; архиепископы Верейский Евгений, Сергиева Посада Феогност; епископ Солнечногорский Сергий. В храме преподобного Сергия с Трапезой службу возглавил митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон и прибывшие к празднику Преосвященные.

В 18 час. началось всенощное бдение. В Троицком соборе богослужение возглавил Святейший Патриарх, которому сослужили: митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Владимирский и Суздальский Евлогий, Витебский и Оршанский Димитрий, Сергиева Посада Феогност, Белгородский и Старооскольский Иоанн; епископ Анадырский и Чукотский Никодим.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл поздравил молящихся с днем памяти великого подвижника Русской земли преподобного Сергия.

В Успенском соборе митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию сослужили: митрополиты Аргентинский и Южноамериканский Платон, Оренбургский и Бузулукский Валентин, Пермский и Соликамский Мефодий; архиепископы Симбирский и Мелекесский Прокл, Истринский Арсений, Чимкентский и Акмолинский Елевферий, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Рязанский и Касимовский Павел, Астраханский и Енотаевский Иона, Элистинский и Калмыцкий Зосима: епископы Домодедовский Евтихий, Кагульский и Комратский Анатолий, Бакинский и Прикаспийский Александр, Зарайский Меркурий, Димитровский Александр, Красногорский Иринарх, Бронницкий Игнатий, Липецкий и Елецкий Никон, Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, Смоленский и Вяземский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Иероним (Чернышев), Рузаевский Климент.

В храме преподобного Сергия с Трапезой митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию сослужили: митрополиты Челябинский и Златоустовский Иов, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Керченский Анатолий, Уральский и Гурьевский Антоний, Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Можайский Григорий, Казанский и Татарстанский Анастасий, Красноярский и Енисейский Антоний, Людиновский Георгий, Курганский и Шадринский Константин, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископы Аркадий (Афонин), Серафим (Зализницкий), Тираспольский и Дубоссарский Савва, Никон (Миронов), Анатолий (Аксенов), Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Серпуховский Роман.

В храме Сошествия Святаго Духа на апостолов митрополиту Волоколамскому Илариону сослужили: архиепископы Абаканский и Кызыльский Ионафан, Ярославский и Ростовский Кирилл; епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Павлово-Посадский Кирилл.

В академическом храме Покрова Божией Матери митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию сослужили архиепископы Верейский Евгений, Егорьевский Марк, епископы Пензенский и Кузнецкий Вениамин, Гатчинский Амвросий.

В семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту сослужили архиепископы Томский и Асиновский Ростислав и Тобольский и Тюменский Димитрий.

В Черниговском скиту архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку сослужил епископ Брянский и Севский Феофилакт.

По окончании всенощного бдения в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры в честь праведного Филарета Милостивого протоиерей Аркадий Шатов, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Постриг был совершен во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 мая 2010 года об избрании протоиерея Аркадия Шатова викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский.

5/18 июля 2010. Неделя. Обретение честных мощей прп. Сергия,
игумена Радонежского (1422)

В день праздника священноиноками Лавры с гостями были совершены две ранние Литургии: в храме преподобного Сергия с Трапезой и в Успенском соборе.

В 9 час. Святейший Патриарх Кирилл возглавил позднюю Божественную литургию в Успенском соборе и на малом входе возвел иеромонаха Пантелеимона (Шатова) в сан архимандрита.

В Успенском соборе со Святейшим Патриархом Алексием служили перешедшие из Троицкого собора митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий и архиепископ Сергиева Посада Феогност. Сюда же из храма преподобного Сергия с Трапезой перешли митрополиты Челябинский и Златоустовский Иов, Чебоксарский и Чувашский Варнава. В Троицкий собор перешли: из Успенского собора митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий и епископ Иероним (Чернышев), а из храма преподобного Сергия с Трапезой – епископ Анатолий (Аксенов). Остальные архипастыри молились в тех же храмах, что и накануне.

По завершении семи поздних Божественных литургий в разных храмах обители Предстоятель Русской Церкви на соборной площади Лавры возглавил традиционный молебен преподобному Сергию, после которого Его Святейшество, поднявшись на балкон Патриарших покоев, обратился со словом поучения к богомольцам. [текст поучения разместить отдельно с гипер-ссылкой, убрав выделение цветом].

– Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с праздником святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Сегодня великий день для Церкви нашей, потому что мы вспоминаем имя особого угодника Божия, который жизнь свою действительно отдал ради народа и Церкви и обрел равноангельское житие.

А чтобы обрести ангельское житие, нужно расстаться с этой жизнью, человеческой и греховной. Все это является огромным подвигом. Каждый из нас знает, как тяжело воздержаться от самого что ни есть простого греха – не осуждать, не злословить, не делать человеку зла, не хранить в сердце своем и в памяти своей зло… Мы так привыкли вовлекаться во всевозможные конфликты, отвечать силой на силу, злословием на злословие, злобой на злобу, что для нас порой иной образ жизни представляется невозможным. Святой преподобный Сергий, можно сказать, распял себя и в прямом и в переносном смысле этого слова. Он свою волю подчинил воле Божией и стал великим светильником земли нашей, великим примером для всех нас и создал эту Лавру в честь Святой Троицы совсем не случайно. Потому что Троица является символом единства, видимого выражения такого единства, прочнее которого не может быть ничего. В то время, в XIV веке, когда Русь разделялась противоречиями, когда брат восставал на брата, создание обители Святой Троицы означало особое упование народа нашего на единство, которое даруется Господом по нашим молитвам и по подвигу жизни. Именно это единство народа нашего, которое обрело духовную поддержку здесь, в этой обители, помогло одержать победу на Куликовом поле и начать процесс освобождения страны от ига трехсотлетнего, начать воссоздание Святой Руси.

Сегодня в апостольском чтении из послания к Коринфянам апостол Павел, обращаясь к своим братьям и сестрам, жившим в Коринфе, говорит: «Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны». Пример святого преподобного Сергия, предназначение этой святой Лавры, сегодняшний призыв апостола обращены и ко всем нам. Мы должны быть все единомысленны как Церковь, не допускать расколов, разъединений, не поддаваться на то, что теперь называется словом «провокация», когда люди часто, выдавая себя за «ангела света», служат диаволу, пытаясь посеять плевелы разделения. Единство Церкви нашей на всем пространстве Святой Руси является залогом единства наших стран, наших народов – Богом заповеданного единства, ибо народы наши хранят веру православную и до тех пор мы называем их православными народами. А уж если называем так, то должны и слышать слова апостола: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, будьте единомысленны».

Да поможет Преподобный Сергий, создатель обители Живоначальной Троицы, молившийся Пресвятой Троице о единстве Руси, всем нам хранить единство Церкви, преодолевать разделения, которые возникают в отношениях между братскими народами, хранить единство Святой Руси как величайшее наследие наших отцов и дедов, многие из которых ныне святыми предстоят Богу и, верим, молятся о нас. Пусть благословение Божие, покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь. С праздником поздравляю!

Затем состоялась праздничная трапеза, по окончании которой в ответ на многие поздравления Его Святейшество обратился к братии и присутствовашим на трапезе гостям со словом. [текст слова разместить отдельно с гипер-ссылкой, убрав выделение цветом]

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Владыка Наместник, дорогие отцы, братия, матушки игумении, сестры, я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за участие в этом светлом прекрасном празднике.

Сегодняшний день во многих отношениях очень показательный. Время отпусков, невероятная жара. Казалось бы, Лавра должна быть полупустой. Но когда смотришь на наш народ, стоящий в этой сорокоградусной, а в храмах пятидесятиградусной жаре плотно друг к другу, то понимаешь – есть порох в пороховницах. Не иссякла силой Святая Русь. Потому что для того, чтобы так молиться, нужно иметь огромную веру и чувствовать Бога. Человек, который Бога в своем сердце не чувствует, который не слышит ответа на свою молитву, не то что в такой жаре не будет молиться, он и в комфортных условиях сидя молиться не будет. Он в воскресный день предпочтет поехать куда-то отдохнуть, в ресторане посидеть, с друзьями время провести, что и происходит на христианском Западе.

Дай Бог нам сохранить эту силу – силу духа, в каком-то смысле и силу плоти нашей, потому что вера укрепляет и дух и тело.

Сегодня мы говорили о единстве, которое действительно было главной темой жизни преподобного Сергия, жившего в условиях феодальных разделений. Он, как святой старец, предстоявший Господу, видевший Богоматерь, с высоты своего духовного полета взирая на эти мелкотравчатые скандалы между князьями, на всю междоусобицу, нес колоссальный крест. Наверно, ему хотелось крикнуть на всю страну, сказать о безумстве людей. Но ведь тогда не было ни средств массовой информации, ни возможности одним словом соединить людей. И тогда он служил единству, преодолению этой человеческой розни силой своей молитвы.

Есть два способа общения с людьми, два способа коммуникации. Мы это хорошо знаем из телефонной связи. Есть звонок от человека к человеку – он идет либо по проводам, либо по сети мобильной связи, которая сейчас создается. Очень часто налагаются помехи на такую связь и контакты устанавливаются трудно – едешь на машине и не можешь дозвониться. Потому что нет сигнала – поле мобильной связи не покрывает ту точку, в которой ты находишься. Но есть спутниковая связь – маленький чемоданчик. В каком бы месте ты ни находился – открываешь чемоданчик, сигнал идет на спутник, а со спутника – к другому человеку. И никаких помех и в горах, и в вертепах, и пропастях земных. Везде сигнал работает. Это замечательная аналогия того, что происходит с человеком, когда он общается с другими через Бога, когда он посылает свой сигнал Богу, а Бог передает его другому человеку. Так происходит, когда мы молимся друг о друге. В отличие от просто ментальных воспоминаний, когда мы думаем о другом человеке, молитва идет к Богу, а от Бога к тому человеку. Это уже не наш сигнал, это Божественный сигнал. Через такую «связь» преподобный Сергий объединил Русь. Через такую связь и Русская Православная Церковь и в торжестве и силе, и в гонениях и притеснениях, и сократившись настолько, что общество наше уже не замечало Церковь, посылало этот сигнал Богу о стране, о людях. А там, в Божественной высоте, в горнем мире, этот сигнал так усиливался, что достигал сердец всех людей. И то, что сегодня происходит со страной нашей, это не наше прямое воздействие на людей. Это – не хороший умный проповедник, это – не красивый храм, это – не слаженная служба. Все определяется силой нашего сигнала к Богу. Если у нас будут позлащенные храмы, благоустроенная жизнь, но если наш сигнал к Богу будет слабым, Господь никогда не передаст его другим. Вот почему молитва – самое главное дело, которое мы делаем. Это не красивые слова, все это связано с эффективностью церковного служения. Без молитвы к Богу не может быть эффективного служения. Даже если сегодня мы найдем самых умных менеджеров, самых сильных аналитиков, если мы будем использовать самые могущественные средства массовой информации – мы не достигнем человеческих сердец. Как, слава Богу, не достигают человеческих сердец греховные идеи, которые иногда через средства массовой информации распространяются. Они поражают часть людей, но они не способны поразить всех. Потому что Бог по молитвам Церкви защищает очень и очень многих.

Вот еще о чем мне хотелось сегодня сказать на тему единства. Всякое может быть единство. Можно создать очень расплывчатый текст, который обходит все острые проблемы и под которым подпишутся все. Ну, кто не подпишется под текстом, что «сегодня жаркий день»? Все подпишутся. А что этот текст дает? Он уровень единства людей определяет? Совсем нет. Вот одно из самых опасных направлений развития современной цивилизации заключается в том, чтобы создавать интеллектуальные модели, а иногда и текст, под которым все подписываются, который как бы свидетельствует о единстве, а на самом деле единства никого нет. В этом смысле русские князья, раздираемые противоречиями, были более честные, чем сегодняшние некоторые политкорректные лидеры. Они хоть что-то отстаивали, у них хоть была своя точка зрения. А сегодня подписываются под общими фразами, общими идеями, часто оставаясь очень далеко друг от друга. Вот почему наверно величайшие слова Нового Завета – «когда будут говорить: "безопасность, безопасность", тогда и наступит погибель» – являются очень актуальными. Церковь выступает за другое единство, она выступает за единство по образу Святой Троицы. Мы предлагаем миру, всему роду человеческому совершенно конкретный набор нравственных и духовных ценностей, без которых человечество жить не может. Но в первую очередь мы предлагаем эти ценности нашему народу, нашей стране. Когда говорю «наша страна», имею в виду всю историческую Русь – Украину, Беларусь, Молдову, Казахстан – там, где Русская Православная Церковь соткала ткань народной жизни. Мы обращаемся к нашей пастве, к нашему народу с призывом хранить эти фундаментальные ценности, исходящие из нашего опыта духовной жизни, из того, что было создано Церковью нашей, и вокруг этих истин объединяться. Это не будет единством по образу Святой Троицы, но это будет единством по подобию Святой Троицы. Мы должны уподобляться этому единству. Нам не дано реализовать это единство в нашей жизни, но стремиться уподобиться единству трех лиц Святой Троицы, объединяемых любовью и единой природой, – это то, что сегодня требуется от нас. Если мы осознаем нашу общую единую природу православного народа, если будем полагать в основу своей жизни закон любви, тогда соединимся. И тогда никакие политические силы не смогут разорвать этого единства.

Я хотел бы поблагодарить Вас, владыка Наместник, за замечательный день, который сегодня был организован вами и всей братией, за торжественную службу, за прекрасную трапезу, за состояние умов и душ наших иноков в Троице-Сергиевой Лавре. Главный монастырь страны должен высоко нести знамя единства Православной Церкви, служа этому единству беззаветно.

Пусть Господь милостью Своею пребывает со всей исторической Русью, со Святой Русью, со страной нашей Российской, с многонациональной Русской Православной Церковью, со всем народом нашим. Пусть сила Божия через молитву Церкви передается каждому человеку, кто способен открыть свой ум и свое сердце навстречу благодати Божией. Храни вас всех Господь и многая и благая лета! В конце праздничной трапезы Патриарх Кирилл удостоил церковных наград ряд архиереев Русской Православной Церкви.