На первую страницу

Житие и подвиги преподобного Сергия. Примечания
Новая версия сайта http://stsl.ru

182 Слово на день Преп. Сергия, 5 июля [1863], в Прибавлениях к изданию Творений Святых Отцов. 1863, ч. 22. – 172.

183 Епифаний в Похвал. Слове Преп. Сергию [21, с. 158]. –172.

184 Ник. Лет. IV, 239 [59; 55, т. XI, с. 147]. –173.

185 Кончина Преподобного Сергия записана под 6900 годом° в летописях Троицкой, Софийской, Воскресенской и Никоновской. Вот, например, запись Воскресенской летописи: «В лето 6900... о преставлении игумена Сергия Троетцкаго. Toe же осени сентября 25 на память преподобныа Евфросинии, преставися Преподобный и Богоносный отец наш игумен Сергий Троетцкий, иже в Радонежи, иже бе началник и учитель всем монастырем, иже в Руси, и положен бысть в честней обители Святыя Троица, юже сам созда» (см.: Полн. Собр. Русск. Лет. Т. VIII. С. 62 [55]; сличи: I, 232–233 [55, т. I. стб. 537 (М., 2001)]; V, 245 [55]; VI, 119 [55, т. IV]; Русск. Временник. Ч. I. С. 326 [60]). Только Шевырев видел какую-то редакцию Жития с годом 6905 (см.: Ист. русск. словесности, ч. III, с. 153 [89], в поздней рукоп. Синод. библ. № 90) да в библиотеке покойного митр. Макария была рукопись с тем же годом. В. О. Ключевский осмотрел до десяти редакций Пахомиева жития XV в. и везде видел 6900 год [33, с. 104]. –«Несомненно, –говорит П. С.  Казанский [29], –что мощи Преподобного Сергия обретены были спустя 30 лет после его кончины. При их открытии присутствовал Звенигородский князь Юрий Дмитриевич. Если бы кончина Преподобного Сергия была в 6905 г., то обретение падало бы на 1427 г.; а Юрий еще в 1422 г. удалился в Галич и не ранее как чрез 10 лет был близ Москвы. Преп. Никон умер в 1428 г., а он успел до своей кончины не только построить каменный храм в обители, но и украсить его стенным писанием. В 1426 г. в сем храме уже положен князь Андрей Владимирович Радонежский». Все эти соображения подтверждают, что Преподобный Сергий скончался в 6900 г. и что в числе 6905 есть ошибка: букву «е», коей оканчивалась цифра (лето 6900-е), писец принял за цифру и поставил под титлом. Так думают: преосв. Филарет Черниговский, П. С. Казанский и о. архим. Леонид (см.: Памятники древней письменности, 1885. Житие Преп. Сергия, с. V–VI, в примечании [21]). –Остается вопрос: какой год следует принимать при переводе лет от Сотворения Мира на годы от Рождества Христова –сентябрьский или мартовский? Известно, что при переводе сентябрьских годов на январские в месяцах с сентября по декабрь принято вычитать не 5508, как при переводе в прочих месяцах, а 5509, откуда и получается год кончины Преподобного Сергия –в сентябрьском году 1391-й, а в мартовском 1392-й. Некоторые исследователи, как Карамзин и за ним Строев, опираясь на то, что в древних летописях –Троицкой, Воскресенской и др. –в начале княжения Василия Дмитриевича летописание ведется, по-видимому, с марта, принимают 1392 год. Но большинство исследователей, к числу коих относятся преосв. Филарет Черниговский, преосв. Сергий Владимирский°, о. архим. Леонид, профессора В. О. Ключевский и П. С. Казанский, относят кончину Преподобного Сергия к 1391 году. Мы более склоняемся к последнему летосчислению по следующим соображениям: неизвестно с точностью, с какого именно года принято вести летосчисление с сентября, можно с вероятностью предположить, что это счисление введено было с начала нового столетия, именно с 6900 года. Во всяком случае, это летосчисление новое в то время, и летописцы, сводившие записи о событиях уже в XV столетии, могли, по выражению Карамзина, «сбиваться на старину» в означении годов не только в событиях конца XIV, но даже и в первой половине XV века (см. Ист. Гос. Росс., т. V, примеч. 246 [31]). Первоначального же текста летописи, современной кончине Преподобного Сергия, до нас не дошло. Допустить такую ошибку в годе кончины Преподобного Сергия было возможно уже и потому, что ни в одной записи не означен день седмицы, на который приходилось в том году 25 сентября. Между тем и помимо летописей есть указания на 1391 год как год кончины Преподобного. В рукописи Лаврской библиотеки № 264 есть такая приписка: «В лето 6900, мес. сентевриа 25 преставися Сергий Чудотворец... в лето 6967 индикта 6, круг солнцу 22 и луны 12, фемелиос 15 [Рожество Христово в неделю, мясоястия 6 недель и день, фарисея 22 генваря, мясопуст февраля 5, Петрова говенья 4 недели и 3 дни, Петра в четверг], от сего лета Сергию Чудотворцу (со дня его блаженной кончины) настала година 67, а Никону игумену 31» (Опис. Слав.-Русск. Рук. Тр. Лавры, т. II, с. 40 [8]). Все пасхалические даты этой записи соответствуют, по Великому Индиктиону, не 6987, а 6966 году, значит, инок, сделавший эту запись, считал год с сентября, а не с марта и, указывая на 6900 год как год кончины Преподобного, тоже разумел сентябрьский, а не мартовский год. Но самый верный ключ к решению этого вопроса дает нам надпись на окладе лаврского рукописного Евангелия: «В ле 6900 март. индикта 31 (это число, очевидно, относится не к индикту, а к месяцу) оковано бысть Евангелие се при Велицем Князе Васильи Димитриевиче всеа Руси...» (см.: Полное Описание Лавры, ч. I, с. 37 [13]). На этом окладе Преподобный Сергий изображен уже в числе святых с такою надписью: «Святой Сергий». Если сей оклад, как показывает эта надпись, сделан в марте 1392 года, а Преподобный Сергий скончался позднее, в сентябре того же года, то приходится допустить, что изображение угодника Божия в числе святых сделано еще при его жизни, но возможно ли такое предположение? А принимая год его кончины 1391, нетрудно понять, что благоговейный чтитель его памяти, раб Божий Феодор (Голтяев), жертвуя cиe Евангелие в обитель Преподобного Сергия чрез полгода после его кончины, сделал на окладе и его изображение. Достойно примечания: лето 6900-е –год кончины многих святых –Преподобного Сергия, 25 сентября; Иакова, Епископа Ростовского, 27 ноября; Феодора, Юродивого Новгородского, 19 января; Димитрия Прилуцкого, 11 февр.; Мефодия Пешношского, 14 июня; преподобных Григория и Кассиана Авнежских; Николая Качанова Юродивого, 27 июля; преподобного Романа Киржачского, 29 июля. Из сего списка видно, что святой старец Сергий воззвал к себе в небесную обитель многих и из учеников своих в том же году. – 173

186 Епифаний в Похв. Слове Преп. Сергию [21, с. 161]. –174.

187 См. вторую молитву после Акафиста Преп. Сергию [см. также: 21, с. 162 и 166]. –175.

188 Соч. митр Платона, XIX, с. 141–142 [53]. –176.