Свт. Филарет. Слова и речи, том  IV

CСCII.

221. Слово
по освящении храма Рождества Пресвятыя Богородицы,
при Богадельне Общества ремесленников.

(Говорено октября 5; напечатано отдельно и в собр. 1861 г.)

<1847 год>

Во граде, довольно уже богатом учреждениями человеколюбия и благотворительности, вот еще дом милосердия, не ныне основанный, но недавно распространенный, и наконец увенчанный домом молитвы и святилищем таинств. Что прежде он был устроен в меньшем размере, cиe, думаю, соответствовало ограниченности способов того сословия, которое устрояло его. Что по времени он распространен, cиe может служить признаком, что дух человеколюбия и благотворительности не так был ограничен, как способы действования, и что он, превозмогая затруднения, разширял свою деятельность. А что человеколюбие не удовлетворилось доставлением нуждающимся покойнаго жилища и других потребностей жизни телесной, но позаботилось и душам их приготовить близкое прибежище, с духовною пищею и духовными врачевствами, сим ознаменовал себя дух человеколюбия Христианскаго.

Что скажу начинателям и совершителям, покровителям и споспешествователям сего дела человеколюбия и благочестия? – Пусть приветствует их не просто человеческое слово, которое может подлежать подозрению в ласкательстве, или сомнению в безошибочности, но достоверное слово Пророческое: блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь: Господь да сохранит его, и живит его, и да ублажит его на земли (Псал. XL. 2. 3).

Что скажу тем, для которых совершено cиe дело человеколюбия и благочестия? – Пусть и им укажет, что им делать, власть имеющее Пророческое слово: да узрят нищии, и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша: яко услыша убогия Господь (Псал. LXVIII. 33. 34).

Пророк ублажает благотворящаго, но не всякаго, а благотворящаго разумно. Блажен разумеваяй на нища. Если бросаю нищему монету без внимания, или с мыслию освободиться от докучливой просьбы, или с тем, чтобы похвалиться милостынею: в сем нет добраго разумения. Такое благотворение не ведет к блаженству, и разве только может, скрывая в себе некую искру добраго желания, приготовить к лучшему образу благотворения. Благотворение с разумом бывает не одинаково. Некоторые имеют правилом большую или меньшую, по своей силе, милостыню подать всякому требующему, с тою мыслию, чтобы всякому оказать любовь, и ни кого не осудить, как недостойнаго: это добрый и смиренный разум благотворения. Некоторые благотворят, по усмотрению нужды, а к тунеядствующему или злоупотребляющему благотворение, не простирают руки, не потому, чтобы кого нибудь осуждали и отвергали, но чтобы не давать в ближнем пищи греху: и это справедливый разум благотворения. Некоторые, примечая, что плод частнаго благотворения не редко бывает не верен, и обыкновенно не велик, предпочтительно входят в участие благотворения общественнаго: есть и в сем разум благотворения, достойный одобрения. Некоторые, не удовлетворяясь благотворением вещественным, употребляют оное преимущественно, как степень к благотворению духовному, к просвещению неведущих, к исправлению впадших в пороки, к утверждению бедствующих в вере и уповании на Бога: это преимущественно Христианский разум благотворения. Некоторые, охраняя себя от тщеславия и лицемерия, и желая дела человеколюбия соделать жертвою Богу, особенно подвизаются о том, чтобы их милостыня была тайная: это Самим Христом открытый разум благотворения. Таковы духовно-разумные образы благотворения. Кто так разумевает на нища и убога: тому словом Пророческим усвояется блаженство.

Пророк не говорит, что человек благотворительный будет некогда блажен, но говорит, что он уже блажен в то самое время, когда благотворит. Блажен разумеваяй на нища и убога. Что это за блаженство? – Блаженство соединенное с самым благотворением, то блаженство, о котором, по сказанию Апостола, Господь Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. XX. 35). Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время щастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти cиe блаженство? – В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит cиe блаженство? – В чувстве делаемаго и сделаннаго добра, в свидетельстве совести о исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагаго Бога, по которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное.

Сверх сего внутренняго блаженства, слово Божие усвояет человеку благотворительному еще благополучие, устрояемое особенным Провидением Божиим. В день лют избавит его Господь. Господь сохранит его. Мы не можем ясно видеть, какими средствами достигает сего Провидение, потому что не можем следить за ним по всем путям его: но что достигает верно и чудно, то видим в опытах, особенно ясных в Священной Истории.

Авраам сражается за бедствующих, избавляет пленников безкорыстно, человеколюбиво приемлет странников: и Провидение хранит его всегда богатым и сильным, всегда избавляет от опасностей; и он удостоивается, без сомнения, блаженнаго, Божия посещения, по замечанию Апостола, именно за свое страннолюбие (Евр. XIII. 2).

Иов, по благотворительности, был око слепым, нога хромым, отец немощным (Иов. XXIX. 15. 16). И хотя на него самого, после богатства и славы, попущен был лютый день нищеты, лишения детей, болезни, оскорбления, уничижения: но Господь, избавив его, благослови последняя Иовля, неже первая (XLII. 12); и даде Господь сугубая, елика бяху прежде Иoвy во усугубление (10).

Товит милостыни многи mвopum братии своей (Тов. I. 3), хлебы дает алчущим и одеяние нагим, погребает бедственно умерших (17); и за сие от врагов своего народа подвергается разграблению имения и опасности жизни. Освободясь от опасности, дерзает на прежний подвиг: и, по нечаянному случаю, бывшему следствием сего подвига, лишается зрения, и впадает в нищету. Где же обещанное благотворящему словом Божиим избавление в день лют? – Оно несколько медлит, для того, чтобы явиться тем более чудным. Ангел Рафаил руководствует сына Товитова; доставляет ему щастливое супружество, богатство, средство для возвращения отцу зрения; и событиями больше, нежели словами, учит Товита, Едну, Товию, – и нас, что благо молитва с постом и милостынею и правдою; что добро творити милостыню, нежели сокровиществовати злато (XII. 8).

Но тогда, как мы разсуждаем о благополучии благотворящих, что думают те, которым не суждено благотворить другим, а пользоваться благотворением других? Не приходит ли им помысл печали, для чего не могут они иметь щастия благодетельствовать? – Слово Пророческое внушает им иное чувствование: да узрят нищии, и возвеселятся. Не приходит ли им помысл недоумения, что им делать в их стесненном и зависимом положении, чтобы иметь хотя некую долю некоего благополучия? – Слово Пророческое разрешает их недоумение, и наставляет их: взыщите Бога, и жива будет душa ваша.

Если не дано вам жребия благотворить, и находить радость в благотворении: находите утешение в том, что ваше безпомощное состояние не лишено благотворения, что призрело на вас Божие Провидение, и земные Ангелы Провидения, человеколюбивые люди. Если они о тех, которых облагодетельствовали, радуются, по чувству человеколюбия: вы радуйтесь о благодетелях, по чувству благодарности.

Есть род благотворения, – и притом возвышенный род благотворения, который совершать могут безпомощные так же, как и обилующие. Если не можете служить и помогать ближним вещественно; тем не менее можете служить и помогать им духовно, усердною молитвою за них, и особенно за тех, от которых пользуетесь сами благотворением. Бог внемлет молитве убогих, также как и обилующих: и, может быть, с особенным снисхождением внемлет молитве тех, которые, не имея на чем остановиться на земли, тем не удержимее прибегают к небу. Услыша убогия Господь. Притекая к Богу с молитвою о благотворителях, вы в то же время будете благотворить вашей собственной душе. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

Соломон сказал; богат и нищ сретоста друг друга: обоих же Господь сотвори (Прит. XXII. 2). Прибавим, что Он обоих, как и вся, премудростию сотворил (Псал. CXIII. 24). С правдою попускает Он нужду и бедствие на человека, который обыкновенно не безгрешен, и следственно не безвинен пред небесным правосудием: но из видимаго зла какою великою и многообразною мерою извлекает существенное добро! Нуждающийся и бедствующий учится терпению, смиряется, очищается. Между тем его нуждою и бедствием возбуждается и питается в обилующем человеколюбие, сострадание, благотворительность, которыя в свою чреду производят в облагодетельствованных любовь, благодарность и упование на Бога. Так и богатство и нищета дают случаи к подвигам и добродетелям: а подвиги и добродетели суть семена блаженства.

Рукою веры сейте добрыя намерения и добрыя дела, и выростет блаженство от земли до неба. Аминь.



Номер страницы