А. В. Горский. Историческое описание. Часть I

ГЛАВА IX.

БИБЛИОТЕКА.

Царь Михаил Феодорович, возлагая на Пр. Дионисия исправление Требника, писал: «У Живоначальныя Троицы у вас, в Чудотворцеве в Сергиеве обители, книгами исполнено»1. Отсюда браты были списки церковных книг в Москву во время Патриархов: Филарета2, Никона3 и Иоакима4. При открытии в прошедшем столетии Троицкой Семинарии, часть книг и рукописей, числом до 370, отделена из книгохранилища Лавры для новаго разсадника духовнаго просвещения.

Опись Лаврской Библиотеки 1642 г. заключает в себе 623 книги, из числа коих немного было печатных; сверх того в ней показано до 100 книг в раздаче по монастырям и селам, подведомственным Троицкому Сергиеву монастырю, и 19 книг в отсылке к Москве.

Библиотека рукописных книг составилась отчасти чрез списывание книг в монастыре, отчасти из вкладов, из коих значительнейшие суть: Митрополита Иоасафа 29 рукописей, Архиеп. Новгор. Серапиона Курцова 12, Архимандрита Дионисия 21, Келаря Аврамия Палицына 5, Старца Германа Тулупова, который сам и трудился в списывании при Преп. Дионисии, 18.

Некоторых драгоценных рукописей сохранились одне заглавия в древней описи, как-то:

«Два служебника на харатье, свертки на деревце, Чудотворца Сергия».

«Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчальниково».

« Псалтирь в полдесть, на бумаге; письмо Исаака Молчальника» (ученика Пр. Сергия).

В настоящее время Библиотека Лавры состоит из 823 рукописей5 и 10,000 печатных книг, преимущественно относящихся к Богослужению церковному и духовно-историческаго содержания. Кроме духовных журналов, выписываемых Лаврою, и книг, остающихся по смерти братии, книгохранилище обогащается и чрез пожертвования. В 1861 г. передана сюда жившим в Лавре на покое Высотскаго монастыря Архимандритом Сергием собственная его библиотека, состоявшая из 937 книг; а в начале 1865 г. Наместником Лавры Архимандритом Антонием, библиотека его, содержащая до 1400 книг.

Достопримечательнейшие рукописи в Лаврской библиотеке суть:

1) Пятокнижие Моисеево, на пергамене, в лист, по письму конца XIV или начала XV столетия.

2) Паремейник, писан на пергамене, XIII века, содержит в себе паремии Постной и Цветной Триоди и на некоторые праздники Господские, Богородичные и нарочитых Святых. На день св. Бориса и Глеба положено чтение из истории их мученической кончины. Первое чтение начинается так: «Братие, в бедах пособи бывайте. Сего ради радуется муж безумен, восплещет руками»... Второе: «Слышав Ярослав, яко отец ему умре»… Третье: «Стенам твоим, Вышегороде, устроих стражи весь день и всю нощь»...

3) Слова Григория Богослова, с толкованием Никиты Еп. Ираклийскаго, рукопись писана на пергамене, в лист; всех слов 16; порядок их начинается словом на Рождество Христово, оканчивается словом, произнесенным в присутствии Св. Григория Нисскаго. К сему в рукописи присоединены: Житие Св. Василия Великаго, Св. Григория Назианзина, похвальное слово Св. Великомученику Димитрию, житие и мученичество Св. Киприана и Иустины; на конце слово Григория Богослова об удалении в Понт, без толкования. По письму рукопись принадлежит к XIII или XIV стол.

4) Златая цепь, писана на пергамене XIV века. В ней помещены между прочим несколько слов Серапиона, Епископа Владимирскаго, рукоположеннаго в 1274 г.

5) Октоих 4, 5 и 6 гласов, писан на пергамене, в лист. На 1-й стран. надписано: «Октоих Никоновской».

6) Такой же Октоих, на 7 и 8 гласы. Обе рукописи конца XIV или начала XV века.

7) Стихирарь, с надписью: «Начаток книгам глаголемым Стихерареви, счиненному от года до года, еже есть от сентября месяца до августа». Писан на пергамене, в лист. На конце 1-й страницы подписано: «многогрешный раб Божий Епифан» и еще несколько слов, которыя трудно разобрать; под 6-м числом ноября подписано рукою писца: «месяца сентября в 21 день, в пяток на память Апост. Кондрата, по литургии почата бысть» (следующих двух строк прочесть нельзя). Под 26-м ноября подписано тою же рукою: «в лето 6821 месяца сент. 26 д. Иоана Феолога, в среду по вечерни почата бысть» (следующее слово можно читать: писати, – прочия нельзя разобрать). Под 12-м мая, на память Св. Епифания Кипрскаго, подписано: «Господине Святый Епифан. Кипрскии съимениче мои елеисон ми». – Из всех сих подписей можно заключить, что рукопись писана в 1380 году Епифанием. Подписи под 6-м и 26-м ноября сделаны при начале новых тетрадей. На стр. 40 приписка: «месяца сентембр. в 21 день в пят на память апостола Кондрата по литургии почата быст пист. тетр… 16 Симоновский приезжал. в той-же день келарь поехал на резань. Во той же день... чернца увещали в той же день Исакий Андрейнов приехал к нам. Во той же день весть приде, яко Литва грядет. с Агаряны. во той же день придоша две телеги со мнозем скрипем в 1 час нощи».

Не забудем, что эти заметки относятся к приснопамятному в летописях 1380 г. (год Куликовской битвы).

8) Кондакарь нотный (на крюках), на пергамене, в четверть, исхода XII века.

9) Пролог на месяцы: сентябрь, октябрь и ноябрь, на пергамене в лист, XIV века. Каждый месяц, кроме церковнаго названия, имеет свое, напр. сентябрь – рюин.

10) Житие Св. Нифонта, писано на пергамене, на последнем листе написано: «Господи помози рабом своим Иоану и Олексию, написавшема книгы сия, а де соуть помяткы исправя чтете». Потом: «в лето 6727 кончаны быша книгы сия месяца мая в 21 день, на память святаго мученика Иеремиа (Ермия) в граде Ростове, при Князи при Васильце при сыну Костянтинове, а внуце Всеволожи. Святая госпоже Богородице, Святии Апостоли, Пророци, Мученици, Святый Нифонте, помози(те) моему Господину Василку, и мене грешнаго раба своего Кюрила избави(те) в день судный от вечныя мукы». На обороте сего листа написано: «В лето 6880 при Благоверном Великом Князе Дмитрее Ивановиче» (далее ничего не писано). Благоверный Князь Василько княжил с 1219 по 1238 год; в означении дня допущена ошибка: вместо 31-го написано 21-е число.

11) Часослов, на пергамене, в четверть, писан иноком Христофором, учеником Пр. Кирилла Белозерскаго, крупным прекраснаго уставнаго письма; на конце подпись: «Края достигохом, о Отци и Сыне и Дусе Святем възмагаеми, Божественную книгу сию, глаголемый часословец, грубыми неудобренными алфавиты, в лето 6931 месяца иуниа 16, на память Преподобнаго Отца Тихона Чудотворца, повелением господина старца Кирилы Игумена».

12) Слова постническия Исаака Сирианина, переведенныя с Сирскаго языка на Греческий Аввами Патрикием и Аврамием, в числе 91. Рукопись писана в четверть, на бумаге, на конце надпись рукою писца: «писася сиа кника в 6889» (1381) следовательно еще при жизни Пр. Сергия.

13) Зерцало, или Диоптра, с предисловием Михаила Пселла и стихами некоего Константина. Сочинение, писанное на Греческом языке в стихах, разделяется на пять слов. Оправдываясь в принятии на себя труда, трудившийся пишет, что он приступил к сему делу «не от себе устремляем, но принужден быв от отца духовнаго, именем Каллиника, житие убо имуща в странах Смоленскых». Труд сей принадлежит Филиппу Пустыннику, а писана книга сия в 1095 г. как известно из последних стихов, по Греческим рукописям6. Переводчик или переписчик по окончании труда своего присовокупил: «словеса убо писаная придоша в конец: уму же да не будет когда приати конец. В любителех душепитательных словес кое убо когда будет благых насыщение»? Потом чрез несколько строк присовокуплено: «в лето 6926 списана бысть книга сиа, рекомая по Еллинех: Диоптра, по нас же: Зерцало, Святей Троици в Сергиев монастырь, замышлением Игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа, а кончаны быша месяца»... (следующая строка осталась не дописанною). – Кроме Диоптры, в сей рукописи далее помещены тою же рукою сочинения: Св. Афанасия Александрийскаго к Князю Антиоху; ответы Варсонофия Великаго, послание Василия Епис. Амасийскаго к некоему иноку; два поучения Илариона; повесть отца Исаии из Патерика; заповеди Пр. Стефана Фивейскаго; наставления Исихия Пресвитера к Феодулу и некоторыя другия статьи духовнаго содержания.

14) Поучения Аввы Дорофея, писаны на бумаге в четверть; на конце приписано: «В обители Царстей Святыа и Живоначальныа Троиця в устроении Преп. Игумена Сергеа на имя Священно-иноку Матфею, списася сиа книга в лето 6922 (1414), индикта 3, месяца февруария в 20 день, на память Святаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся си книга при Настоятельстве Преподобнаго Игумена Никона, рукою многогрешнаго инока Антоньа. Ты же Священноиноче Матфею, помяни мя грешнаго в святых ти молитвах».

15) Лествица, писана в четверть на бумаге, на конце приписаны главы Григория Синаита и инока Филофея. Пред сими главами подпись: «Помощию Святыя Троиця съписася книга сиа, ей же именование: Лествица, на имя Священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго во иноцех, смереннаго многыми грехы Варлаама. Слава съверъшителю Богу и Пречистей Его Матери в векы, аминь. Ты же възлюбленный о Св. Дусе, о священне Матфее, Христа ради не сътвори мя забвена, егда предстоиши пред престолом славы и ту да помянеши мя в священных ти молитвах, а не сътвори мя забвена грубости ради писаниа». «В лето 6920 (1412) написася Божестъвенная Лествица месяца октоврия в 14 день, на память Святых Мученик Назариа, Гервасиа, Протасиа, Келсиа, в обители Преподобнаго Игумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в той же обители месяца семптямвриа в 25 день. «О ленивый Варламе, готовися к ранам. Близ есть конец».

Другой экземпляр той же книги одного года с предъидущим, как видно из подписи на конце: «в лето 6620 написася Божественная Лествица».

16) Список сокращеннаго Пахомиева жизнеописания Пр. Сергия, в рукописи, содержащей в себе жития разных Святых числом до 25; – древнейший по означению времени. Указание времени заключается в следующей подписи: «в лето 6939 списася книга сия в Святой горе Афонсце, в обители Царстей в Лавре великаго Афанасия, подкрылием Св. Григория Паламы и Преподобнаго Отца нашего Петра Афонскаго, в кущи Святаго и славнаго Пророка Илии. Преписана (рукою) многогрешнаго и смиреннаго Инока Афанасия Русина, последи же повелением Господина Зиновия Игумена Сергиева монастыря, списася грешным Ионою Игуменом Угрешским».

17) Канонник на бомбицине, XIV в. в четверть, 97 листов, писан в Ростовском Григориевском монастыре, как видно из молитвеннаго воззвания на обор. л. 87: «Господи Боже наш, молитвами Пречистыя Ти Матери и святаго Святителя Григорья Богослова и всех святых, сподоби ны наследником быти небеснаго Твоего царствия». Здесь между прочим помещены каноны «за творящая милостыню, за болящаго, за епитимью» и служба Покрову Пресв. Богородицы.

18) Следованная Псалтирь, в четверть, XV века, писана также в Ростове разными каллиграфическими почерками и украшена изящными рисунками (изследование о сей рукописи с факсимиле образцов ея письма и украшений, изданное Обществом любителей древней письменности 9 декабря 1881 г. автором его академиком Ф. И. Буслаевым лично поднесено Государю Императору).

19. Сборник житий Преподобных отцев: Симеона Столпника, Харитона Исповедника, Кириака Отшельника, Илариона Великаго, Иоанникия Великаго, Феодора Студийскаго, Иоанна Дамаскина, Саввы Освященнаго, Феодосия общежития Начальника, Павла Фивейскаго, Антония В., Евфимия В., Николая Исповедника Студийскаго и Пр. Мартиниана. Рукопись в четверть на бумаге; на первых листах подпись: «Сия книга Троицкаго Сергиева монастыря, Митрополита Иоасафа». В сей рукописи находится следующее предисловие, которое повторяется и в другом подобном Сборнике, того же почерка, и с тою же подписью имени Митрополита по листам: «Божиею благодатию и Пречистыя Богородицы помощию преписах жития Святых Преподобных Отец, писах же с разных списков, тщася обрести правы. И обретох в спискех онех многа неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлях; а яже не възможна, сия оставлях, да имущии разум больше нас, тии исправят неисправленная, и наполнят недостаточная. Аз же что написах, и аще кая обрящутся в тех несъгласна разуму истины, и аз о сих прощения прошу. А кто имать сиа преписовати, или прочитати, да не приписует тако ни прочитает, но истинное да пишет и глаголет, еже есть угодно Богу и полезно души, понеже и аз грешный тако хощу. И нетокмо же еже зде написах, но и инде что писах и глаголах, и аще что обрящется в тех не угодно Богу и не полезно души, ради моего неразумия и невежества, – и о сих молю, да не творит кто тако; но лучшее да творит, еже есть благоугодно Богу и полезно души. И аз о сем радуюся, и тако благодатию Божиею прилагаю сия, отъемля вину ищущим вину на вред души. Прочитающих же сия и слышащих чтомых пользу, молю да Бога ради помолятся о мне, да и аз помилован буду от Бога, понеже не мало потрудихся в сих, яко же мню, заповеди ради и любве Божиа и ближняго. Да сих дивных Отец житиам внимающе, ревнители будем деланию их, и с ними живот вечный наследим. Се бо есть истинная любовь к ближним, еже въздвигнути им съвесть к любви Божии, и творити заповеди Его, по истинных Божественных словесех Его, и по житию и учению святых Отец, жити елико мощно, и тако спастися. Аз же аще и грешен и нерадив есмь и ничто же благо сотворих, но желаю много ближним спасения».

20) Псалтырь толковая Брюнона Епископа Вирцбургскаго (Herbipolitanus), переведенная в Новгороде Димитрием Герасимовым, с посвящением сего труда Архиеп. Новгородскому Макарию, 1535 г. окт. 15-го д. Рукопись современная.

21) Толкование на Деяния Св. Апостол, с следующею припискою на конце: «Помощию Божиею и повелением Варлаама Митрополита всея Руси написано толкование Деянием Св. Апостол от 31-го зачала, до конца зачала 51-го, и преложено с Греческаго языка на Русской монахом Максимом Св. Горы Афон, великия обители Благовещения Пресвятыя Богородицы Ватопедя монастыря, да Власием толмачем Латинским и Немецким, в преименитом и славном граде Москве, в Царство Благочестиваго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя и Самодержца всея Руссии, в 14-е лето Царства его, в лето 7027 марта». Рукопись писана в 1520 году.

22) Беседы Св. Иоанна Златоустаго на Ев.  Матфея. В предисловии переводчик, после изъяснения содержания самой книги и ея пользы, пишет, что «перевод совершен в лето 7032 в матери градовом, в преименитой и пресловущей Москве, при благоверном и благочестивом Велик. Князе Василие Ивановиче всея Руссии Самодержце, в 25 лето Государства Его и при Священном Господине нашем Данииле Митрополите всея Русии, умышлением и промышлением, и проторы и повелением самаго того Святителя, во 2-е лето Святительства его, разумом же и наказанием премудрейшаго Старца Максима, егож сам той Самодержец своим Царским повелением от Св. Горы призва, мужа вельми мудра, в трех языцех, в Еллинском, глаголю, и Римском, и сладчайшем мне Русском, не токмо же, но и творити мерою Ироискы и Ямвийскы и в всех благоискусна суща, и много от человек нынешняго времени отстояща мудростию и разумом и остроумием, его же и аз непотребный и неразумный в причастии словес бых, Ангельский хлеб присно ему ядущу; тако бо аз нарицаю Божественных Писаний прочитании питающихся. Но не и аз таков; – обаче, яко же пес не благоразумный, многоразличными словесными брашны устроенней его приседох трапезе, и оттоле падающия сбирах крупицы. Сего ради ниже смею помыслити, яко аз сия приведох (преведох). Но подобно нечто, якоже глагола Давид к Богу: се устнама моима не возбраню: Господи ты разумел еси; или яко же Иоанн Захариин матерни уста заимствова к похвалению Матери Владычни; тако и тому мню премудрейшему мужу скверных моих устен ко приложению таковых словес потребовавшу. Аще ли же ни, ни како же дерзнули быхом к толикой вещи». В заключение прося прощения в ошибках, какия могут встретиться в труде его, переводчик говорит о себе так: «яко аз несмь Грек и оттуду, но здешния персти и Русский, к тому ж и поселянин», – и прибавляет: «молим вы и нас не забывайте, пишущих сия, и его же трудом и потом сия преведеся, многогрешнаго инока Селивана, обители Живоначальныя Троицы и Преподобнаго Отца Сергия».

Кроме переводов с греческаго языка, библиотека Лавры содержит в себе многия русския церковныя сочинения, как-то: жития Русских Святых, похвальныя им слова и каноны. В рукописных четьих-минеях и соборниках встречаются жития, или историческия похвальныя слова на дни памяти следующих Святителей, Преподобных и Мучеников Российской Церкви: – Аврамиев Ростовскаго, Смоленскаго и Чухломскаго, – Александров Свирскаго, Ошевенскаго, Куштскаго и Невскаго, – Алексия Митрополита, – Князя Андрея Смоленскаго, – Антониев Печерскаго, Римлянина и Сийскаго, – Артемия Веркольскаго, – Князей Бориса и Глеба, – Варлаамов Хутынскаго и Пинежскаго, Князей Василия и Константина Ярославских, – Василия Блаженнаго, – Владимира Равноапостольнаго, – Князя Всеволода-Гавриила Псковскаго, – Геннадия Костромскаго, – Германа Соловецкаго, – Григория и Кассиана Авнежских, – Григория Пельшемскаго, – Гурия и Варсонофия Казанских, – Даниила Переяславскаго, – Димитрия Прилуцкаго, – Димитрия Царевича, – Дионисиев Глушицкаго и Радонежскаго, – Князя Довмонта Псковскаго, – Евфросинии Полоцкой и Суздальской, – Евфросина Псковскаго, – Евфимиев Суздальскаго и Архиепископа Новгородскаго, – Зосимы и Савватия Соловецких, – Игнатия Еп. Ростовскаго, – Князя Игоря Киевскаго, – Исаии Еп. и Исидора Юродиваго Ростовских, – Исидора Юрьевскаго (Дерптскаго), – Иакова Боровицкаго, – Иоаннов Архиеп. Новгородскаго, Юродиваго Устюжскаго, и Мученика Казанскаго, Иоасафа Каменскаго, Ионы Митрополита, Иосифа Волоколамскаго, – Кириллов Белоезерскаго и Новоезерскаго, – Князя Константина Муромскаго и чад его, – Корнилия Комельскаго, – Леонтия Еп. Ростовскаго, – Лукиана Переяславскаго, – Макариев Калязинскаго и Желтоводскаго, – Мартиниана Ферапонтовскаго, – Меркурия Смоленскаго, – Князей Михаила и Феодора Черниговских, Князя Михаила Тверскаго, – Михаила Клопскаго, – Никиты Архиеп. Новгородскаго, и Никиты Столпника Переяславскаго, – Никона Радонежскаго, – Нила Столбенскаго, – Княгини Ольги, – Павла Обнорскаго, – Пафнутия Боровскаго, – Князей Петра и Февронии Муромских, – Петра Царевича, – Петра Митрополита, – Прокопия Устюжскаго, – Саввы Звенигородскаго, – Саввы Вишерскаго, Серапиона Архиеп. Новгородскаго, – Сергия Обнорскаго, – Стефана Махрищскаго, – Филиппа Ирапскаго, – Филиппа Митрополита, – Князя Феодора Смоленскаго и Ярославскаго и чад его, – Феодосия Печерскаго и прочих подвижников Печерских. В рукописях Лавры можно читать и жития некоторых Святых и других Славянских Церквей: Вячеслава и Людмилы Чешских, Симеона и Саввы Сербских, Стефана Дечанскаго и наконец Апостолов Славянскаго мира Кирилла и Мефодия.

Замечателен и хранящийся в библиотеке старый вотчинный архив: в нем встречаются историческия и хозяйственныя сведения о многих местностях России, так как владения Лавры находились почти во всей Великой России. Хотя с отобранием вотчин в 1766 г. взяты были в Коллегию Экономии и подлинные акты на владения, но немало их и оставлено здесь, а в списках находятся почти все, какие уцелели до того времени. В числе древнейших подлинных актов сохранилась грамата Князя Феодора Андреевича Стародубскаго Пр. Никону на озера, писанная на лоскуте бумаги, длиною с небольшим в вершок, шириною около двух. Вместе с актами вотчинными в архиве находится до 300 святительских грамат: благословенных, ставленных, настольных и др., за печатями и подписями Всероссийских Митрополитов, Патриархов и членов Синода. Старшая из них по времени – настольная от Макария Митрополита Всероссийскаго, Архимандриту Троицкой Лавры Елевферию 1561 г. января 6 дня.



Номер страницы