А. В. Горский. Историческое описание. Часть II

XIV.

О расходах Троицкой Сергиевой Лавры.

ради памяти.

Не правда то, ежели кто думает, что Троицкой Лавры Архимандрит не хочет, чтоб оная Лавра в требуемую на содержание инвалидов трех сот тысячную сумму пристойную часть из своих доходов платила; ибо можно ли ему не хотеть, ежели то угодно Высокомонаршей воле? Но он только представляет, что невозможно Лавре оной платить такой суммы, какая от нея требуется, а именно, которая доходит до сорока тысячей.

А невозможно для того, что, по великости ея, хотя и великие доходы у ней, но равномерные ж, как ниже явствует, и расходы, которые не только пристойные и надобные, но и почти которых миновать не можно. По чему как все предки владеющей ныне всесветлейшей Монархини имели всегда сию Лавру в особливом разсуждении пред другими монастырями, но и сам блаженной и высокославной памяти родитель Ея Величества, когда, по премудрому благоучреждению Государственной Экономии, повелел и довольно вотчинным монастырям по нескольку в Коллегию Экономии платить, для общей пользы, то и тогда сей Лавре, в разсуждении великих и нужных ея расходов, не по великости ея вотчин, положено только было платить до тысячи двух сот рублей; а ныне владеющая Всемилостивейшая Государыня, имянным своим Высочайшим повелением, в прошлом годе и тот отставить платеж всемилостивейше указала, а вместо того учредить Семинарию в ней благоизволила, для общей же пользы отечества.

Ныне же, для другой Государственной пользы, о которой выше значит, ежели Ея Величеству и угодно, чтоб Лавра сия платила что в трех сот тысячную помянутую сумму, но неуповательно, чтоб соизволила в разкладе тоя суммы, ради помянутых резонов, сравнять ее с прочими монастырями, в которых ни Семинарий, ни таких расходов не имеется, и еще с такими, которые так же не мало вотчин имеют, а по два и по три только, или мало больше, монахов содержат, и то мужиков ленивых и почти тунеядцев.

Расходы же главные, не упоминая других меньших, суть в Лавре нижеследующие:

1. Содержит она на своих доходах, кроме себя, еще четырнадцать монастырей, в том числе Хотьковский девичий монастырь, который ни каких доходов не имеет и служит только вместо кенодохии, каковые содержать вотчинным монастырям праведно и должно. И понеже сии монастыри отчасти стали в знатных городах, отчасти же построены или самим Преподобным Сергием, или учениками его, за чем, как не можно их оставить без особливаго призрения, так, кроме содержания в них монашествующих и потребных служителей, всегда не мало денег исходить должно на починки их и возобновление, а в случае падения какой части, или пожара, и вновь перестроить бывает надобно.

2. Содержит она, как выше значит, Семинарию, и в ней учителей (которым требуется достойное жалованье по их трудам) и учеников, которых бывает до двух сот, содержит же не так как в других Семинариях делается, только пищею, но и одеянием и еще книгами и всем принадлежащим к их учению, на что не малая сумма исходит ежегодно; а таковаго полезнаго дела, кажется, оставить не должно, да и не можно, по тому что, как выше изображено, она по Высочайшему имянному Указу учреждена.

3. Содержит монахов до двух сот, а иногда и более, которые, как лучшие, из всех монастырей для знатности Лавры выбираются и берутся в нее по имянному ж Ея Императорскаго Величества Указу, то и требуют лучшаго, и не такова, как в других монастырях, содержания; в том числе есть соборные, и власти, которым, по имянным же Высочайшим Указам, достойное по их трудам производится жалованье, какова в других монастырях также не производится.

4. По великости вотчин великое число для приказных и стряпческих дел подъячих, а по великости нужд и при том знатности ея, не малое число и разнаго звания служителей, мастеровых, и других работных людей содержать ей на своем жалованье необходимо надобно. Да надобно же, для многих разъездов и посылок, нужных по вотчинам, и работ разных при Лавре, достаточную лошадьми содержать всегда и конюшню.

5. Известно, что почти повседневно знатные в ней бывают богомольцы и гости во многом числе (не упоминая, что иностранные иногда Министры видеть ее приезжают), а на принятие и нужное удовольствие их всегда не малой суммы потребно бывает; а оставить сии расходы также не можно, кажется, для следующих причин. 1. Что сие дело есть дело странноприемства, которое и в Священном Писании всякому заповедуется, а церквам и монастырям в правилах оным особливо еще предписывается. 2. Что сам основатель сей обители, Преподобный Отец Сергий, точно то завещал, чтоб приходящих в нее кормить и нужное всем подавать. 3. Что ежели отменить сие, то Лавра по знатности сие великое от всех нарекание терпеть может. А в других уже монастырях как толикаго числа гостей и богомольцев не бывает, так и расходов у них таких нет.

6. Лавра, как место давно знаемое и в других иностранных Государствах, требует особливаго попечения как о церковном, так и ея благолепии, по чему и многие в ней, великой суммы требующие, производятся строении, из которых самые большие еще по Высочайшей Ея Императорскаго Величества аппробации и соизволению. А в других монастырях может быть доходы разточаются не на такой, служащий по великой части к славе и украшению самаго Государства, конец; ибо они на строении всегда почти денег требуют из Канцелярии Экономической, чего Лавра со всеми своими знатными строениями никогда не требует.

7. Троицкой Лавры Архимандрит обыкновенно почти бывает при Святейшем Синоде, а следовательно, и живет в Санктпетербурге, где на содержание его и при нем монахов и потребных служителей, тако ж и на содержание всего дому, не мало потребно; а таких уже расходов другие монастыри, кроме разве Александроневскаго, не имеют; за чем и сравнить с ними ее, кажется, как для всех вышеописанных резонов, так и для сего, не можно.

8. В Лавре ежегодно доходу бывает около пятидесяти тысячей, а иногда мало больше, иногда же гораздо меньше. Потом как в вотчинах бывает недород хлеба, или которые погорят, то не только с них тогда не можно ни какого оброку получить, но еще и подушные деньги за таковых крестьян принуждено бывает от самой Лавры платить. Следовательно, ежели (как ныне требуется, и как выше то помянуто) сорок тысячей из того в платеж вышепомянутой трех сот тысячной суммы выключить, то уже ей содержать себя крайне будет не возможно; ибо хотя и по рублю положено будет в Лавру с души крестьянам платить, то в сей платеж не можно больше положить, как до шестидесяти тысячей, а остальных надобно будет непременно оставить для работ при Лавре и вотчинах, и для посева и убрания хлеба, котораго в Лавре исходит до тридцати пяти тысячей в год, а ежели приписные монастыри еще к тому присоединить, то будет и больше; и для того мнится, надлежит Лавру от такаго великаго платежа облегчить, а вместо того с таких монастырей, где, на пример, по три, или мало больше, монахов, а тысячи душ имеют, таковым оставя только, что потребно к пропитанию толь малаго числа человек, и на починку монастыря, прочее все брать в оную трех сот тысячную сумму.

Приписка рукою Митрополита Платона:

«Сие писано покойнаго Архимандрита Гедеона рукою; но по сему ничего не последовало, а вместо того, спустя несколько времени, по смерти покойной Императрицы Елизаветы Петровны, и все вотчины от монастырей отобраны.»



Номер страницы