А. В. Горский. Историческое описание. Часть II

II.

Преподобный Сергий и его участие в государственных делах по летописям1.

В лето 6873 (1365) Князь Великий Дмитрей Ивановичь посла в Новгород Нижний к Князю Борису Константиновичу Игумена Сергия, зовучи его на Москву к себе, да смерит его с братом его с Князем Дмитрием; он же не поеде; Игумен же Сергий затвори церкви в Новегороде.

В лето 6882 (1374). О монастыре на Высоком. Тогда же той благоверный Князь Владимерь помысли в сердци своем церковь въздвигнути в отчине своей в Серпухове на Высоком, и обитель ту въздвигнути, и монастырь устроити, и посла со многою мольбою по Преподобнаго Игумена Сергиа, иже есть в отчине его в Радонеже, дабы пришед благословил место оно, и назнаменал, идеже церковь поставити; Преподобный же, видев веру Княжу и любовь его еже к Богу и к святым церквам и к монастырем, не презре молениа его, ни мало ослушася, ни помедли, но с многим тщанием иде; пришед же в Серпохов, и съглядав место, и виде его подобно на строение монастырю, и сътвори молитву, положи основание церкви своима рукама в имя зачатие Святыа Богородица. Князь же моли Преподобнаго старца, да дасть ему единаго от ученик своих на игуменство монастырю тому; Преподобный же сътворив по прошению его, дасть ему от ученик своих Афонасиа именем, искусна и разумна на устроение общаго жития монастырскаго; и паки чюдный он старец Сергий, благословив Князя и вся сущаа его, и отъиде в свою обитель. На оном же месте церковь създана бысть, и монастырь съгражен, и общее житие съставлено, и братиа съвокуплена; есть же и до сего дни монастырь он на Высоком, в Серпухове, молитвами Святаго и Преподобнаго отца нашего Сергиа.

В лето 6883 (1374), тое же зимы, ноября 26, родися великому Князю Дмитрию Ивановичу сын Юрий в Переяславли, крести же его Преподобный Сергий (святый старець – летоп. по Акад. списку). Того же лета болезнь бысть тяжка Преподобному Игумену Сергею святому; но Бог помилова, разболеся в великое говение, и паки здрав бысть, и въста к Семенову дни (Лет. по Акад. списку).

В лето 6887 (1379), повелениемь Великаго Князя Дмитриа Ивановича, Преподобный Игумен Серьгий постави церковь в имя Успение Святыа Богородица, и украси ю иконами и книгами, и устрои мнихи монастырь, и келии възгради на Стромыне, и мнихи съвокупи, и единаго презвитера приведе от монастыря своего большаа Лавры, Леонтиа именемь, и сего игумена нарече быти в монастыре том; священна же бысть церковь та тоя же осени месяца декабря 1 день; и бысть сей монастырь присный Великого Князя.

В лето 6888 (1380) Великий же Князь Дмитрей Ивановичь прииде к реце Дону за два дни до Рожества Святыя Богородица. Тогда же приспе грамота к Великому Князю от Преподобнаго Игумена Сергиа, от святаго благословение, въней же писано благословение таково, веля ему битися с Татары «чтобы еси, господине, такы пошел, а поможет ти Бог и Троица».

В лето 6893 (1385) месяца июня 29, родися Великому Князю Дмитрию Ивановичю сын Петр, и крести его Преподобный Игумен Сергий (старец – по Акад. сп.). Тое же осени Преподобный Игумен Сергие ездил на Резань к князю Олгу о миру, мнози бо преже того к нему ездиша и не възмогоша умирити их, тогда же взя с Великим Князем Дмитрием мир вечный.

В лето 6897 (1389)... положиша его (В. Князя Димитрия Ивановича) в гроб месяца маиа в 20 день. Бе же ту гость Митрополит Тряпизонский Феогнаст Гречин, и Данило владыка Смоленский, и Сава Епископ Сарскый и Сергий Игумен, Преподобный старець, и разыдошася много плача наплънишася.

В лето 6900 о преставлении Игумена Сергиа Троетцкаго. Тое же осени септября 25 (1391) на память Преподобныа Евфросинии, преставися Преподобный и Богоносный Отець нашь Игумен Сергий Троетцкий, иже в Радонежи, иже бе началник и учитель всем монастырем, иже в Руси, и положен бысть в честней обители Святыя Троица, юже сам създа.


Едва протекло столетие со времени открытия мощей Пр. Сергия (1422 г.), а уже о славе его свидетельствуют даже иностранные писатели. Такое свидетельство находится в книжке «О религии Москвитян», которую написал в 1520 г.,2 бывший впоследствии епископом Венским, Иоанн Фабер Стапуленский, по просьбе Фердинанда, Короля Римскаго, у котораго был в то время духовником; писатель не недостойный уважения, потому что умом и учением он так действовал на возникающее лютеранское заблуждение, что заслужил название «молота еретиков». Писатель сей в вышепоименованном трактате (о религии Москвитян), кроме прочаго, относящагося к славе религии Россиян, поместил еще известие о Троицкой Лавре и ея основателе св. Сергие. Слова его следующия: «Недалеко от города Москвы есть весьма обширный монастырь, в котором почти всегда триста братий подвизаются по правилам Василия Великаго, и в котором находится гроб св. Сергия Игумена, посещаемый приходящими из отдаленных мест, потому что он прославился многими чудесами, достойными удивления христиан. Из них достаточно упомянуть хотя об одном, наиболее славном, совершившемся там за несколько лет пред сим: именно двум слепым даровано прозрение. Ибо при жизни своей игумен сей отличался такою святостию жизни, что (Россияне) легко убедились и веруют, что молитвами своими много может он соделать у Бога и приобресть для людей. Посему к гробу его часто приходят и поклоняются с великим благоговением»3.

Присоединим к сему недавний (1861 г.) отзыв о Лавре одного просвещеннаго иностранца:

Лекции по истории Восточной Церкви. Станли (Stanley †1881 году. Lectures of the history of the eastern church. 1861 года).

Анализ лекции Станли сделан был в Прибавл. к изданию св. Отцев, за 1861 г., с. 335–400, и за 1862 г. стр. 9–54. Заимствуем отсюда несколько строчек и отзывов Станли. На пр. о Троице- Сергиевой Лавре: «Вот, говорит он, самое сердце национальной и религиозной независимости в периоде общаго порабощения! Подобно Кремлю, она содержит в себе самыя разнообразныя учереждения: монастырь, академию, дворец, собор, церкви, стоящия внутрь стен, которыя своею высотою и толщиною, башнями и рвом указывают на иное, кроме религиознаго, предназначение этой обители. Сюда со всех сторон и концев империи стекаются безчисленные богомольцы. Каждая деревня по дороге от Москвы отмечена каким нибудь религиозным или историческим воспоминанием. Император не бывает в Москве, не посетив Лавры, не заплатив дани своего благочестия ея святыне. Грозный Иван построил по крайней мере половину ея зданий. Петр дважды находил убежище в ея стенах. (Елизавета) и Екатерина (II) пешком ходили сюда из Москвы со всем двором своим, не затрудняясь переходом более пяти миль в день, с сосудом невской воды для освежения. Многие из знаменитых людей настоящаго времени также пешком отправляются на поклонение Лаврской святыне. Лаврская просфора служит лучшим подарком для семейств от богомольцев, возвратившихся из обители... Здесь, между прочим, мы можем напомнить себе о нашем глубоком невежестве относительно самых знаменитых в древности личностей Восточной Церкви, и о том способе, каким часто составляется история. Наши обыкновенныя западныя истории России проходят чрез цельный период времен Сергия Радонежскаго, даже не делая намека на его имя, по крайней мере столь же дорогое для каждаго русскаго сердца, и столь же известное между русскими, как имя Вильгельма Теля между швейцарцами, или Иоанны д’Арк между французами...»



Номер страницы