Архимандрит Макарий (Веретенников). Памятники ратной славы

ИЗ ИСТОРИИ ЛАВРЫ

СВЯТЫНИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ.
ПАМЯТНИКИ РАТНОЙ СЛАВЫ

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Обитель Преподобного Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября) называют «сердцем России», «центром Православия». Действительно Троице-Сергиева Лавра прославилась множеством святых мужей, здесь подвизавшихся. Поэтому сюда из поколения в поколение шли и шли паломники самого разного социального происхождения, чтобы поклониться святым мощам Преподобного Сергия, прикоснуться к святыне, испить воды из источника Преподобного Сергия. Не оскудевает этот поток и в наши дни. Здесь каждая пядь земли свидетельствует о святости, проникнута духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры. Подчеркивая святость своей обители, троицкие иноки писали Царю Иоанну Грозному в XVI веке: «... якоже в древнем Пречиста възлюбила на въстоце Святую Гору и телесне тамо походила Своими святыми стопами, тако и ныне, и паче милосердием и милостию и изволением Всемилостиваго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав Своего угодника молящася великаго в чюдесех преподобнаго Сергиа, и сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога Своего с святыми Его ученицы, прииде от Небес на землю в Богоименитую и в Свою великую обитель к Своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступне ей пребыти от Своеа обители, и прославити Свою обитель, и всех благых изообильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую Гору быти и не погрешиша»1.

Величайшей святыней Лавры является рака с мощами Преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. В иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси высоком иконостасе, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 4 июля). Именно «взиранием на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» в сердцах русских людей, которые, сплотившись, вышли и победили грозного врага на Куликовом поле.

Во время Куликовской битвы Преподобный Сергий усердно молился о даровании победы русскому оружию и о упокоении душ павших воинов. В его келлии в то время находились сохранившиеся до наших дней две его «моленные» иконы: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая. Ныне эти иконы возвращены Сергиево-Посадским историко-художестенным музеем Лавре. Отец Павел Флоренский пишет: «Среди многих древнейших и более поздних изображений святителя Николая я не могу припомнить ни одного, которое хотя бы подходило к келейному по степени художественной энергии, которое хотя бы приблизительно равнялось этому по силе духовного направления»2.

В XVII веке обе моленные иконы находились в Троицком соборе, и в дни осады Лавры поляками защитники ее молитвенно взывали пред ними о помощи и заступлении. Перед гробницей Преподобного находятся древние южные врата Троицкого собора, которые сохраняют отметину Смутного времени – отверстие, пробитое ядром осаждавших Лавру и не сломивших духа ее защитников. Троицкий Келарь Авраамий (Палицын; † 1626) в своем «Сказании» пишет об этом: «В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого Чудотворца Николы выше левого плеча подле венца»3.

Свидетельством молитвенного обращения защитников обители к Святителю Николаю во время осады является такой важный факт, как устроение в 1609 году в Успенском соборе обители придела в честь Святителя Николая. Троицкий Келарь Авраамий сообщает, что от поразившей в это время защитников Лавры смертоносной цынги умирало каждый день столько людей, что некому стало ходить за больными. И тогда, на память святого и достохвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова, месяца мая в восьмой день, архимандрит Иоасаф и воеводы решили в храме Пресвятой Богородицы, во имя честнаго и славного ее Успения, в приделе освятить храм во имя святого отца нашего Николы Чудотворца, в праздник его, мая в девятый день, что и совершили во славу в Троице славимого Бога. И с того дня даровал Господь Бог наш православным христианам Свою милость, действие болезни приметно сократилось4.

И позже, в 1619 году, когда у стен Лавры находились войска польского королевича Владислава, Святитель Николай оказывал свое особое покровительство ее защитникам. В это время находившийся в обители «некий человек по имени Василий», немой, чуть не замерзший от лютой стужи, не только остался жив по молитвам к Преподобному, но и получил от него исцеление, за что «дал обет отслужить молебен». Но затем он забыл об этом, однако явившийся ему Святитель Николай напомнил о данном обете5.

Одно из событий осады Троицкой обители произошло в день памяти мученика Димитрия. В «Сказании» старца Авраамия (Палицына) читаем: «Когда же настал день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в первом часу ночи архимандрит Иоасаф со всем священным собором, и иноки, и весь народ, взяв честные кресты и чудотворные иконы, обходя по стенам город, творили литию и моление воссылали ко Всемогущему в Троице славимому Богу и Пресвятой Богоматери. Когда же литовские люди из рвов увидели ходящих по стенам города во множестве людей, напал на них страх великий, и испугались, и побежали они из рвов и из ям в свои таборы»6.

В связи с этим следует назвать еще одну ратную святыню Лавры – образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу. Позднее, когда в 1948 году владыка Нестор (Анисимов; † 1962) приехал из Китая в Москву, он вручил военную реликвию Святейшему Патриарху Алексию I (1945 – † 1970), а тот передал ее в Троице-Сергиеву Лавру. Этот патриарший дар очень знаменателен для Троице-Сергиевой Лавры. Святой великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель московского князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая), и его икона попала в обитель, где князь в XIV веке брал благословение на битву с Мамаем, в обитель, где с тех времен установлена и поныне совершается Дмитровская родительская суббота, в обитель, где благоверный князь был канонизирован в год празднования 1000-летия Руси.

Знаменитый русский историк В. О. Ключевский писал о Преподобном Сергии: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело Преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». И сейчас эта традиция жива в Троицкой Лавре. Идут люди к мощам Преподобного, берут с собой воду из надкладезной часовни, получая благодать Божию. Этим святым иконам, полагаемым ныне на аналое в день памяти святых, их изображающих, благоговейно поклоняются насельники Лавры, ее паломники и все молящиеся. Почитая святыни – памятники нашей ратной славы, они прикасаются к Вечности. Икона – это окно в иной, Небесный мир. Намоленная икона – это окно, омытое горячими благоговейными слезами и молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. Если перед святым образом из поколения в поколение возносились молитвы, изливались скорби, то и Господь подает через него Свою особую и богатую милость.