На первую страницу

Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Новая версия сайта http://stsl.ru

Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и перваго игумена лавры, должно считать основателем и лаврскаго книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамскаго, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже “на берестех” (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., № 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: “Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чюдотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, писмо Исаака Молчалника († 1388 г.)”, ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1374 г. игумене серпуховскаго Высоцкаго монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: “в божественных писаниих бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)” (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: “Чюдотворца Никона Евангелие и Служебник”, а в библиотеке “Октоих и Триодь постная – харатейные”. В 1418 г. “замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа” (№ 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу (№ 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другия статьи аскетическаго содержания (№ 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже “многобогатная божественных писаний книгохранительница” (№ 281).

Первоначально книги хранились вероятно, по древнему обычаю, в диаконике – южном отделении алтаря, вместе с церковною утварию, под присмотром диаконов, которые заведывали ризницею до половины XVІІ века. Особое помещение для ризницы и библиотеки было потом устроено, разумеется вследствие умножения книг, икон, священных облачений и проч., но когда именно, неизвестно. В XVІ в. как для той, так и для другой видим уже особыя места под присмотром особых для каждой старцев. По описи 1642 г. библиотека была при ризничной палате; в XVIIІ в. на книге планов и фасадов лавры она показана в башне, ведущей в наместничьи келлии, потом была в палате, где ныне производится раздача хлеба и где живет трапезарь (Ркп. опис. лавры 1781 г., сл. план лавры), отсюда, по воле митр. Платона, в 1783 г. перенесена на настоящее место – в купол трапезной церкви, в котором дотоле помещалась запасная ризница. Есть предание, не имеющее впрочем никакого письменнаго подтверждения, будто “до пожара в 1746 г. здесь была церковь Похвалы Богородицы” (Троицко-Сергиева лавра, Снегирева, М., 1848 г., стр. 49). Учрежденный собор лавры представлял митр. Платону: “как в лавре частое бывает употребление книг, хранящихся в архиве, приезжают любопытные люди, которые желают видеть церковную библиотеку; естьли же она поставлена будет в палате, что над трапезою, то ход в оную будет не спокойной”, и указывал для библиотеки бывшую тогда оружейную палату, однако ж воля Платона была исполнена. В 1860 г. как ход в библиотеку, так и самая библиотека устроены в лучшем против прежняго виде.

Из помянутаго доклада собора митр. Платону видно, что в XVIIІ ст. лаврская библиотека привлекала к себе любознательных посетителей, но занимался ли кто в ней из ученых мужей, кроме самаго Платона и наместника иером. Павла, неизвесно. С тридцатых годов настоящаго столетия рукописями оной пользовались гг. Строев, Ундольский, Калачев, Муравьев, Срезневский, Сухомлинов, Костомаров, Буслаев, Тихонравов, Ключевский, гр. Толстой, прот. Разумовский, архим. Сергий и другие. Московская духовная академия лаврскими книгами пользуется постоянно, почти как книгами собственной библиотеки. Сверх сего рукописи отпускались и доселе отпускаются в разныя ученыя общества. Плодом всех этих занятий были разныя ученыя сочинения и издание многих древних памятников письменности лаврскаго книгохранилища.

В XVІ и XVІІ в. книгохранилищем заведывали особые старцы, называвшиеся по самому послушанию своему книгохранителями. Но в первых годах прошлаго столетия, по соединении библиотеки с крепостным архивом, должности книгохранителя и крепостнаго, как назывался хранитель архива, возложены были на одного старца, который стал называться и подписываться крепостным, что продолжалось до 1840 года, не смотря на то, что большая часть подлинных крепостей, с отобранием вотчин, в 1766 г. взята в коллегию экономии; место же, где хранились книги и акты, называлось книгохранильницею, книгохранительницею или книгохранительной палатой, крепостной казной или архивой, библиотекой весьма редко. Должность книгохранителя и крепостнаго старца была довольно трудная, особенно по вотчинному архиву: прием и выдача крепостей были постоянныя, а также справки и выписки из них; не редко выдавались и книги для чтения братии и служкам лавры, а с открытия лаврской семинарии учителям и ученикам оной. Впрочем в третьей четверти XVІІІ ст. “для порядочнаго крепостной казны содержания” библиотекарю ежегодно назначался особый писец из служек. На должность библиотекаря избирались без различия монахи, иеродиаконы и иеромонахи. Главное внимание обращалось не на иерархическую степень, а на способность и честность лиц избираемых.

Книгохранителей, как особыя должностныя лица, в первый раз встречаем в XVІ в. Из книгохранителей этого века упоминаются (в пергам. синодике ризницы, in fоl., № 2, л. 93 об., 191 об., 213, 238, 248):

1. Киприан священноинок или иеромонах, сконч. в 1540 году.

2. Корнилий инок, сконч. около 1555 года.

3. Иоаким инок, сконч. в 1570 году. Судя по оставшимся после него рукописям, он был любознательный старец и крылошанин. Одна из рукописей его, Торжественник, означенная в лаврской описи 1642 г., ныне находится в библиотеке Воскресенскаго Новоиерусалимскаго монастыря под № 61, с подписью патр. Никона (См. Опис. ркп. сего монастыря, архим. Леонида, в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1871 г., кн. 1).

4. Константин инок, сконч. 1593 или 94 году.

В XVII в. книгохранителями были:

5. Стахий инок, костромитин, сконч. в 1609 году.

6. Дорофей инок, келейный ученик преп. архим. Дионисия, святой жизни, сконч. в молодых летах в конце 1614 года. О крепком житии его в жизнеописании преп. Дионисия помещена целая глава, где между прочим сказано, что он “оставил по себе многи книги своея руки”.

7. Антоний Крыло. По грамоте Царя Михаила Феодоровича от 8 ноября 7125 (1616) г. он вместе с преп. архим. Дионисием полтора года исправлял Требник, потом около 1620 г. определен был в Москву в книжные справщики при Патриаршей типографии, где и сконч. в 1630 году (Труды Моск. Арх. Общ. 1869 г., т. II, вып. 1, стр. 23; лаврская вкладная книга гл. 638).

8. Иоасаф Кириаков, уставщик, благопопечительный старец, в мире Иван, протопоп г. Балахны, сын Балахнинскаго протопопа Кириака. Книгохранителем упом. с 1632 г. по день кончины, последовавшей 27 июля 1644 года. В монастырь поступил, кажется, в 1617 г., в котором дал вкладу книгу Кормчую в цену за 10 рублей; неизвестный списатель надгробий Троицкаго Сергиева монастыря (изд. в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., № 2) пользовался указаниями Иоасафа, как старожила. В 1642 г. при нем составлена опись книгам, сохраняющаяся доселе; по ней значится 742 книги, большею частию рукописныя. Последния, числом 411, поименованы в Описи книгам степенных монастырей, изданной в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1848 г., № 6.

9. Андроник Болотов, упом. в 1644 г., а в 1659–1678 г. был крепостным старцем.

10. Иоасаф Тумской, упом. в 1648 и 49 годах. Во вкладной книге, гл. 638, между прочим сказано, что в 1645 г. Троицкой вотчины села Шухобалова приселка Тумы священник Иван пострижен в монашество. Так как в прошлом и запрошлом столетиях безфамильным одноименным монахам давали прозвища бол. частию по месту прежняго их жительства, то вероятно здесь разумеется именно эта личность, а не другая.

11. Дорофей II, упом. в 1654 году. В 1649 г. священник Троицкой вотчины села Кучек Дионисий, сын Корнилия, пострижен во иноцех Дорофей (ibid., гл. 649). Одинаковое название, при близости времени, ведет к тому же предположению, какое высказано выше.

12. Иосиф Нижегородец, иеромонах, упом. в 1658 г., в 1659–1662 г. библиотекарем и ризничим, а в 1663–1666 г. только ризничим.

13. Иоасаф Константиновский, иеромонах, в мире Иван Алексеев сын Попов, из вдовых священников села Константиновскаго переславскаго уезда (в 70 верстах от лавры), упом. в 1673 г., а в 1674–1700 г. только ризничим; но во второй половине XVІІ в. едва ли не один старец заведывал и ризницей и библиотекой. В 1690 г. он “построил в селе Константиновском церковь Сретения Господня да придел Афанасия и Кирилла каменную, со всякою церковною утварью, в поминовение роду своему” (Протоколы Учр. собора 1748 г., л. 98 об.; Ставл. грам. № 59).

14. Иона иеродиакон, упом. в 1697–1699 годах. 31 декабря 1697 года вытребованы были из библиотеки в Москву первопечатное житие преп. Сергия и список новых чудес его для издания, за подписью “книгохранительные палаты иеродиакона Ионы” (Ркп. о новых чудесах преп. Сергия в библ. моск. дух. академии № 203), но, кажется, не были напечатаны.

Во второй половине XVІІ в., по воле Московских Первосвятителей, взяты были из лавры в Москву рукописныя книги, частию “книг печатнаго дела исправления ради”, напр. “Библия письменная, в десть, дачи Варлаама митрополита всея Русии” (в Оп. ркп. Синод. библ., Горскаго и Невоструева, № 1), частию “на обличение раскольников”, напр. в 1682 г. взято 4 Служебника, из коих один преп. Сергия, а другий Серапиона Курцева, архиеп. новгородскаго (Там же №№ 347, 352), – и один Устав (См. Указатель для обозрения Моск. Синод. ризницы и библиотеки, архим. Саввы, изд. 3-е, в последней стр. 6–12).

С XVІІІ в. книгохранители следуют в непрерывно-преемственном порядке:

15. 1702–1715 г. Иеромонах Иоасаф Суздалец, из строителей Свияжскаго монастыря, постриженник суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря (см. благосл. грам. № 163); в синодиках записан иеросхимонахом. По всей вероятности первый стал заведывать вместе и книгохранилищем и крепостным архивом; крепостным он известен по описи, после него оставшейся, книгохранителем называет себя в подписях на печатных книгах в 1706 и 1714 годах. При нем же вероятно и перенесена была библиотека с вотчинным архивом в палату при трапезе, а на плане (половины XVІІІ в., см. выше) может быть только предположено было перенесть ее в башню по близости к Учрежденному собору.

16. 1715–1723 г. Монах Ефрем Силин. После книгохранителей, бывших в 1715–1768 гг., сохранились записи книг и крепостей, выдаваемых из библиотеки разным лицам; в записи старца Ефрема № 673, л. 28 об., есть одна, довольно замечательная припись, именно: “1716 году октября в 26 день, по указу господ властей: архимандрита Георгия, келаря старца Иосифа, казначея старца Илариона, крепостные службы монах Ефрем Силин послан в Нижней Новгород в рыбной промысл, а ключи крепостные и книгохранительной службы взял келарь Иосиф. А как приехал в монастырь, и послан в тое же крепостную службу и книгохранительную марта в 31 день 1717 году. А с того месяца октября по апрель ходили в тое службу для выдачи крепостей и книг больнишной монах Иоасаф Суздалец, да монах Иоаким рухледной, да приказные: Иван Карпов, Яков Базлов, да с ними подъячие; а ходили они для тое выдачи порознь, а не вместе. А в которых месяцах и числех крепости и книги куды и кому именем они выдавали, и той выдачи именную записку в крепостной казне не оставили; и их выдачи которые люди крепостей и книг не приносят в крепостную казну, и мне спрашивать на них без записки не почем”. Монах Силин дал вкладу в обитель 120 рублей; род его и некоторых других библиотекарей записан в синодиках ризницы №№ 4 и 5.

17. 1723–1729 г. Монах Савватий Ковалев. После старцев Ефрема и Савватия дошли до нас описи печатных и рукописных книг; по той и другой описи показано всех книг до 2,000, на половину печатных и на половину письменных.

18. 1729–1746 г. Монах Моисей Москвитин, сконч. 20 июля 1746 года.

19. 1746–1750 г. Монах Иосиф Посников, из строителей Свияжскаго монастыря (№ 689 л. 36), сконч. 16 апреля 1752 года. При нем библиотека лишилась лучшей части своих сокровищ; в 1747 г. преосв. Арсений, архим. лавры, приказал учителям Троицкой семинарии выбрать из лаврской библиотеки “за куриоз причитаемыя книги” и взять в семинарскую. Вследствие чего тогда взято было до 370 книг, в числе коих 207 рукописных, замечательных по содержанию, древности, украшениям или по принадлежности знаменитым лицам (Опись в деле Учр. собора 1781 г., № 7).

20. 1750–1761 г. Иеромонах Анастасий Данутинский, из вдовых священников погоста Данутина переслав. уезда, с 1760 г. строитель больничный, сконч. 3 сентября 1769 года. Судя по оставшемуся после него духовному завещанию, был жизни богоугодной. В Описании Песношскаго монастыря, сост. Калайдовичем (М., 1837 г.), на стр. 95 о строителе Иоанникии между прочим сказано: “4 ноября 1758 г. пострижен в монашество и был при той лавре (Сергиевой) библиотекарем”. В конце 1760 г. иеродиакон Иоанникий Камков действительно определен был “крепостным”, но во время самого же приема библиотеки, 26 апреля 1761 г., по прошению, за слабостию здоровья, уволен от сей должности (Журналы собора 1761 г., л. 182).

21. 1761–1764 г. Иеромонах Илиодор, из вдовых священников села Троицкаго, Лыково тож, московскаго уезда, в 1764–1775 г. был ризничим лавры, 9 апреля 1775 г. определен игуменом козловскаго Троицкаго монастыря, из коего в конце 1785 г. возвратился в лавру на покой, сконч. 9 февраля 1789 года и погребен на Вифанском кладбище.

22. 1764–1781 г. Иеромонах Наркисс Флоренский, из вдовых священников села Фроловскаго Юрьева-польскаго уезда, пострижен в монашество 1763 года, сконч. в должности благочиннаго 4 июля 1783 г., на 73 году от рождения. При нем в 1767 г., по приказанию архим. Платона, составлена опись книгам, содержащая 1502 книги, в числе коих значится только 511 рукописей. По всей вероятности между 1747–1767 годами еще были взяты книги из лаврской библиотеки в семинарскую.

23. 1781–1793 г. Иеромонах Дионисий, духовнаго звания, родом из Николо-Домодедовскаго села московской епархии, сконч. 6 февраля 1797 года. При нем утрачено много актов из архива.

24. 1793–1801 г. Иеромонах Макарий, из вдовых диаконов Преображенскаго собора г. Переславля-Залесскаго, в монашество пострижен 11 августа 1794 г., 15 октября 1799 г. определен к казначейской должности, в коей утвержден 3 августа 1801 г., а 7 июня 1809 г., по прошению, от нея уволен, с удержанием звания соборнаго старца, скончался 69 лет 7 февраля 1817 г. и погребен в лавре подле алтаря Успенскаго собора. В сане иеродиакона он составил в 1795 г., под непосредственным надзором митр. Платона, описи библиотеки и архива, существовавшия до нынешней описи. По описи Макария библиотека состоит из 2035 книг, между коими рукописных 810.

25. 1801–1806. Иеромонах Ириней, после был благочинным, сконч. в глубокой старости 7 октября 1833 г., оставив по себе добрую память.

26. 1806–1813 г. Иеромонах Никодим Попов, священнический сын, учился в Перервинской и Троицкой семинариях, в лавру принят в 1785 г., в монашество пострижен в 1791 г., в схиму с именем Николай – 30 марта 1838 г., сконч. в преклонных летах 1846 г., пробыв в обители преп. Сергия 61 год; погребен в лавре около Смоленской церкви. Бывши монахом-пономарем Троицкаго собора, он сочинил Песнь в похвалу Вифании, по случаю преобразования ея во второкласный монастырь и устроения при ней семинарии (напеч. в М., 1797 г., в 4 д. л. См. Опис. библиотеки Общ. ист. и древ. Росс., отд. II, № 604).

27. 1813–1815 г. Иеромонах Герман, после казначей Вифанский; в 1819 г. уволен в Берлюкову пустынь на покой.

28. 1815–1822 г. Иеромонах Иерофей, родом из Москвы, духовнаго звания, поступил в лавру в 1803 году, с 1819 г. исправлял должность ризничаго, от коей уволен 20 октября 1824 г. Скончался после продолжительной болезни в московской Голицынской больнице 3 июля 1832 г. и погребен в Даниловом монастыре.

29. 1822–1833 г. Иеромонах Левкий, после головщик, сконч. 4 марта 1833 года.

30. 1833–1836 г. Иеромонах Иннокентий Орлов, из вдовых священников села Батистева калужской епархии, пострижен в монашество в 1829 г., в июле 1836 г. послан в эконома петербургскаго Троицкаго подворья, где в 1841 г. произведен архимандритом можайскаго Лужецкаго монастыря, в 1854 г. переведен в московский Знаменский, в 1859 г. в Богоявленский, в 1863 г. в Спасо-Андроников монастырь, в котором скончался 9 февраля 1870 года (Душ. Чт. 1870, 1, 96-99).

31. 1836–1839 г. Иеромонах Товия, из духовнаго звания тамбовской епархии, после был экономом Троицкаго петербургскаго подворья и соборным старцем, сконч. в лавре 15 февраля 1856 года; погребен подле алтаря Смоленской церкви.

32. 1839–1860 г. Иеромонах Иларий, с половины 1858 г. соборный, уставщик и благочинный, составитель настоящаго описания рукописей, скончался 21 февраля 1866 года.

33. 1860–1872 г. Иеромонах Арсений, сотрудник о. Илария в составлении сего описания.

Предлагаемое описание славянских рукописей составлено в 1854–1857 годах во исполнение Указа Святейшаго Синода от 31 мая 1853 года; после того впрочем делаемы были в оном нами некоторыя исправления. Пергаменныя рукописи отделены от писанных на бумаге на основании плана, выданнаго при помянутом Указе. Как те, так и другия описаны в систематическом порядке по обычным правилам библиографии. Но поелику между древними рукописями, за исключением относящихся к разряду богослужебных, весьма мало таких, которыя бы отличались совершенным единством содержания находящихся в них статей, то порядок не всегда мог быть строгим образом выдержан. В этом случае, равно как и при справках с многочисленным отделом рукописей прямо смешаннаго содержания или сборников, пользующимся будет помогать составленный нами, и по возможности полный, алфавитный указатель.

Считаем за долг помянуть словом благодарности покойнаго В. М. Ундольскаго, который не оставлял нас при нашей работе своими советами и указаниями. Затем питая надежду, что по крайней мере не будет вменен ни во что труд, положенный нами на дело, обращаемся к ученым читателям с молением древняго книжнаго мужа: “отци и братия, оже ся где будем описали, или переписали, или не дописали, чтите исправливая Бога деля, а не клените, занеже книгы ветшаны, а ум молод не дошол”.

І. А–й.                                   

Вернуться к списку рукописей