Новая версия сайта http://stsl.ru

22 марта/4 апреля 2010.
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Как всегда праздник Пасхи в Лавре проходил наиболее торжественно. Пасхальные службы совершались братией в Успенском и Троицком соборах, в церквах Преподобного Сергия с Трапезой, Сошествия Святаго Духа на апостолов и Смоленской иконы Божией Матери. Высокопреосвященный Наместник Лавры архиепископ Сергиева Посада Феогност возглавил богослужение в Успенском соборе.

25 марта/7 апреля 2010. Среда Светлой седмицы.
Благовещение Пресвятой Богородицы

Накануне всенощное бдение в Успенском соборе совершил Высокопреосвященный Наместник Лавры архиепископ Сергиева Посада Феогност. В день праздника владыка Наместник совершил раннюю Божественную литургию в Успенском соборе.

 

26 марта/8 апреля 2010.
Четверг Светлой седмицы.

В четверг Светлой седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и совершил Божественную литургию в Успенском соборе. Его Святейшеству сослужили архиепископы Верейский Евгений, Сергиева Посада Феогност и насельники Лавры в священном сане. На богослужении присутствовали глава города Сергиева Посада Н. В. Маслов и благотворители обители.

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд насельников и клириков Троице-Сергиевой Лавры:

1. В сан архимандрита был возведен игумен Глеб (Кожевников).

2. Права ношения палицы были удостоены: игумен Серафим (Клочков), игумен Онуфрий (Козлов), игумен Георгий (Бестаев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы – Патриаршего подворья на Кулишках г. Москвы), игумен Феогност (Дмитриев, настоятель Геленджикского подворья Лавры).

3. В сан игумена были возведены: иеромонах Никон (Жиганов, духовник братии Гефсиманского Черниговского скита Лавры), иеромонах Силуан (Баранов), иеромонах Тихон (Барсуков), иеромонах Евтихий (Гурин), иеромонах Анастасий (Казмирчук), иеромонах Иероним (Клопов), иеромонах Ферапонт (Апполонов).

4. Права ношения наперсного креста удостоены: иеромонах Амвросий (Федукович), иеромонах Прокопий (Базанов).

5. Права ношения двойного ораря удостоены: диакон Иоанн Дикий, диакон Георгий Савин, иеродиакон Савва (Виноградов), диакон Алексий Петрук.

Святейший Патриарх Кирилл рукоположил насельника Лавры иеродиакона Архиппа (Шаханова) во иеромонаха, а по завершении Божественной литургии Его Святейшество возглавил пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора. Затем владыка Наместник поздравил Его Святейшество с Пасхой, после чего Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом:

– Ваше Высокопреосвященство, владыка Наместник, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

Сердечно благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за добрые слова, которые Вы сказали. В них содержится великая правда. Правда заключается в том, что мы существуем настолько, насколько Бог дает нам возможность этого существования. Эта истина замечательно открыта в сегодняшних евангельских словах: «Рожденное от плоти, плоть есть, а рожденное от Духа, дух есть. Если кто не родится водою и духом, тот не наследует Царствие Божие». Мы понимаем, что речь идет о Крещении, хотя в тот момент, когда Господь произносил эти слова, никто не знал, что такое крещение во имя Святой Троицы. Не было тогда в мире ни одного крещеного человека. Иудеи знали, что такое крещение Иоанново, но не знали, что такое Крещение во имя Святой Троицы. И Господь, как бы предвосхищая то, что должно было открыться людям позже, говорит о воде, которая очищает человека для Царствия Божия. Но Он говорит также и о рождении от Духа. Конечно, здесь тоже прозревается таинственное действие, когда через Таинство Миропомазания человек прививается к источнику Божественной благодати: как дикая лоза, присоединяясь и прививаясь к лозе культивированной, обретает ее свойства и ее качества и начинает производить виноград.

Но эти слова больше, чем просто предвозвещение о Таинствах вхождения в Церковь – о Таинстве Крещения и Таинстве Миропомазания. В этих словах больше значения и больше смысла. Что означает «рожденный от Духа»? Ведь в каком-то смысле каждый человек рожден от Духа, потому что имеет дух внутри себя, имеет бессмертную душу. В каком же смысле нужно понимать рождение от Духа, которое открывает человеку наследие Божественного Царства? Это не только природные способности и силы. Это не запечатленный в природе человека Божественный образ, потому что человек своей злой волей может разрушить этот образ, как мы воспеваем во время отпевания: «Образ неизреченныя Твоея славы помрачен, яко и язвы ношу прегрешений, но надеюсь на спасение». Это величайшая истина, которая открывается нам в сегодняшнем Евангелии. Мало иметь только образ Божий – он заложен в природу каждого человека, и даже самый последний грешник и самый последний преступник несет в себе этот Божественный образ. А вот для того чтобы стать наследником Божественного Царства, необходимо таким образом родиться от Духа, чтобы этот образ Божественный оказался живым, действенным, преобразующим греховное начало человеческой природы, подчиняя это начало началу Божественному. Для того чтобы это происходило, необходима постоянная связь человека с Богом.

Благодарю Вас, владыка, что Вы сегодня именно об этом сказали. Все наши способности, все наши силы человеческие – это слабость пред Богом. Мы ничего не можем сделать своими силами, делаем все настолько, насколько Бог нам дает делать.

Мне в жизни пришлось познакомиться и даже подружиться с одним из самых известных в мире математиков – ученый нобелевского уровня. У него была удивительная судьба. Его отец был русский, а мать – швейцарка. В 30-е годы он тяжело заболел легкими и был чудом вывезен матерью в Швейцарию. Вся его жизнь проходила на Западе – в Европе и Америке, хотя человеком он был православным. Мы с ним познакомились случайно и подружились. Он мне задавал много вопросов как ученый – критических, сложных, потому что его пытливый ум что-то принимал, а что-то не мог принять. Я иногда приезжал, чтобы повидаться с ним день-два и отдохнуть, и так уставал от этих вопросов, что даже гневался иногда на него, потому что эти вопросы сопровождались долгими-долгими беседами. И вот однажды он мне задал удивительный вопрос: «Скажите, где в человеческой жизни кончается человеческое и начинается Божественное? Где наши силы, а где сила Божия?» Он не был человеком церковным – в том смысле, что он редко, очень редко ходил в храм, не постился и жил как человек светский. И я применительно к его воспитанию, культуре, образованию стал говорить, как мне кажется, где кончается человеческое и начинается Божественное. И вдруг в этот момент я был поражен его лицом, его глазами. Он смотрел как бы сквозь меня, куда-то вдаль, покачал головой и сказал: «Нет, Вы не правы. Везде Бог…»

Я был так поражен, услышав это от человека, критически относившегося и к религиозной вере, и ко многим драгоценным для меня истинам. И вдруг какой-то своей глубиной он прозрел то, чего я не мог прозреть. Через два дня он умер. Вот этому человеку в конце жизни было что-то вдруг открыто: что везде Бог и только Бог.

Это не способны открыть никакой человеческий разум, никакая наука, никакое образование, хотя они и развивают все то, что мы обязаны развивать, ибо Господь нас предназначил к развитию и совершенствованию. Но лишь когда мы откликаемся на Божественную благодать, мы становимся достойными, чтобы Бог в нас действовал. И, собственно говоря, вся религиозная жизнь заключается в том, чтобы привлечь Божественную благодать трудами своими, учением, профессиональной деятельностью, молитвой, воспитанием детей, (если речь о семейных людях). Все это мы делаем для того, чтобы быть достойными Божией милости, а Бог благодатью спасает нас и дает нам силы делать то, что мы делаем.

Именно в этом смысле нужно понять, что рожденное от Духа есть дух и что рожденные от Духа наследуют Божие Царство. Потому что жизнь в Духе – это и есть жизнь в общении с Богом, в единстве с Ним, когда Он действует в нас, когда Он творит то, что мы своими человеческими силами никогда бы сотворить не могли.

В этот святой Пасхальный день я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, монашеская наша братия, делать все для того, чтобы Бог Духом Святым жил и действовал в нас, чтобы мы становились храмами живущего в нас Святаго Духа. Тогда эти храмы преобразуются в крепости духа, в обители спасения. Тогда никакое зло, и даже сам сатана, не способны будут победить и разрушить эти нерукотворные храмы. А если эти храмы создадим в сердцах наших, то и в стране нашей больше никогда не будут разрушаться храмы, и мы будем жить по заповедям Божиим, по слову Божию, предвосхищая жизнью своей радость общения с Богом в невечернем дни Царствия Его. Христос Воскресе!

Примите, Ваше Высокопреосвященство, это пасхальное яйцо в память о нашем сегодняшнем молитвенном общении и совместном причащении от единой Чаши. Храни вас всех Господь!

После братской праздничной трапезы Патриарх Кирилл наградил директора Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева В. Е. Нестерова орденом преподобного Сергия Радонежского III степени за содействие в отладке колокольного звона Троице-Сергиевой Лавры.